54.Вербал и невербальная коммуникация.
Различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (используются различные неречевые знаковые системы). Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса.
Вербальная коммуникация. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.
Невербальная коммуникация. Сегодня описаны и исследованы многочисленные формы невербальных знаковых систем. Из них главные: кинесика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение.
Кинесика - включает в себя жесты, мимику, пантомимику. было установлено, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы - 80, французы -120, мексиканцы - 180.
Паралингвистическая система - это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, темп речи.
Проксемика - специальная область знания, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка.
55. Социальная перцепция (восприятие). Механизмы и эффекты социальногов осприятия. Социальная перцепция является одним из аспектов общения. Человек с рождения испытывает потребность в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение – особый вид человеческой деятельности, целью которого является установление контакта и взаимодействия людей, что является основой для совместной деятельности. Выделяются три аспекта общения:
1. Социальная коммуникация – обмен информации в процессе общения; направленный процесс движения информации от коммуникатора к реципиенту. 2. Интерактивная сторона – организация совместной деятельности в процессе общения. 3. Социальное восприятие (перцепция) – процесс восприятия; признание человека или группы своим партнёром; понимание самого себя через общение.
По словам Рубинштейна мы как бы «читаем» другого человека. Мы приписываем ему определённые свойства на основе его некоторых данных (атрибуция): внешние данные, национальность, пол, возраст и т д. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о человеке. Он возникает для того, чтобы можно было спрогнозировать ситуацию. Так же к приписыванию относятся:
1. Эффект ореола – когда старая информация не позволяет видеть реальные черты; наиболее явно проявляется, когда воспринимающий имеет мало информации об объекте восприятия (пример с бухгалтером);
2. Эффект первичности - с незнакомцем (пример со студентами) и новизны - со знакомым человеком – новая информация оказывается более значимой;
3. Стереотипизация – устойчивый образ.
- 1. Психология как наука
- 2. Методы психологии.
- 4. Бихевиоризм.
- 52.Общение. Основные функции и стороны процесса общения.
- 5. Глубинная Психология.
- 7. Вершинная психология( Гуманистич)
- 9. Сознание и деятельность.
- 11. Бодрствующее сознание, сон, изменённые состояния с.
- 12. Психические процессы, состояния и свойства в структуре психики.
- 13. Восприятие.
- 14. Ощущения. Виды ощущений.
- 15. Внимание. Качества внимания.
- 16. Формирование и развитие качеств внимания в процессе воспитания и самовоспитания.
- 17. Память. Виды памяти.
- 18. Формирование и развитие памяти в процессе воспитания и самовоспитания. Факторы, определяющие свободу воспроизведения сохранённой информации.
- 19. Мышление. Операциональные компоненты мышления. Типы мышления.
- 20. Стадии развития мышления в онтогенезе.
- 21. Воображение. Творческое и репродуктивное мышление.
- 22. Интеллектуальные свойства индивида. Индивидуальные интеллектуальные стили.
- 23. Эмоции в сфере психики. Виды эмоциональных состояний.
- 24. Эмоции и чувства. Развитие эмоциональн сферы индивида. Воспитание чувств.
- 25. Фрустрация. Стресс. Депрессия.
- 26. Мотивационная сфера психики. Потребности. Мотивы. Цели.
- 27. Волевая регуляция психических процессов и деятельности. Функции воли. Стадии волевого процесса.
- 28. Темперамент. Типы темперамента.
- 29. Характер. Акцентуация характера.
- 30.Экстраверсия и интроверсия как типологич. Хар-ки психики.
- 31. Учение о психологических типах Юнга.
- 34.Психоаналитическая концепция личности.
- 35.Самосознание. Самооценка.Я-концепция.
- 36.Возрастные периоды развития и кризисы идентичности.
- 37.Ответственность.Формирование локуса контроля.
- 38. Интересы, ценности и личностные смыслы.
- 40. Развитие личности ребёнка в младшей школе и задачи педагогики.
- 42. Развитие личности взрослого человека, внешние педагогические воздействия и самовоспитание.
- 43. Самоактуализирующаяся личность.
- 44. Группа. Виды групп.
- 45. Малая группа.
- 46. Лидерство. Основные подходы к изучению лидерства.
- 47. Лидерство. Стили лидерства.
- 48. Развитие группы. Групповая сплочённость.
- 49. Конформность как групповой феномен.
- 54.Вербал и невербальная коммуникация.
- 56. Интерактивная сторона общения. Концепция интеракция (э.Берна и др.)
- 57. Межличностный конфликт. Стратегии поведения в конфликтн ситуации.
- 58. Воспитание как педагогический процесс.
- 59. Образование как соц феномен и педагогич процесс.
- 60.Обучение как педагогический процесс. Единство образования, воспитания и обучения.
- 61. Психология таможенного коллектива
- 62. Особенности общения таможенного специалиста с подконтрольными лицами.