3.Дополнительные материалы приложения
В данном приложении приведены некоторые тесты, которые традиционно используются при исследовании этнических проблем.
ТЕСТ КУЛЬТУРНО - ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
Предложен американским психологом Дж. Таусендом. Был адаптирован к условиям России Л.Г. Почебут. Испытуемому предлагается отметить то утверждение, которое наилучшим образом описывает культурную ориентацию своего народа. При этом выбор должен делаться в пользу тех утверждений, которые испытуемый усвоил в детстве.
Вопросы:
В моей культуре важнейшим фактором при принятии решений люди считают:
а) прошлое;
б) настоящее;
в) будущее.
2. В моей культуре люди обычно считают, что они:
а) жертвы природных сил;
б) живут в гармонии с природой;
в) управляют многими природными силами.
3. В моей культуре считается, что если людьми не управлять, то они, вероятно, будут совершать:
а) плохие поступки;
б) как плохие, так и хорошие поступки;
в) хорошие поступки.
4. В моей культуре люди считают самым основным в своих взаимоотношениях:
а) наследство и происхождение;
б) большую семью;
в) индивидуальность, самобытность личности.
5. В моей культуре люди полагают, что:
а) существование само по себе достаточно для жизни;
б) рост и развитие личности является самой важной целью в жизни;
в) практическая деятельность и достижение совершенства – лучшая цель.
Ключ
Номер вопроса | Традиционная культура | Современная культура | Динамически развивающаяся культура |
1 | а | Б | в |
2 | А | Б | В |
3 | А | Б | В |
4 | А | Б | В |
5 | А | Б | В |
Представления о различиях между тремя типами культур по Дж. Таусенду были рассмотрены нами ранее, в лекции №4.
ОПРОСНИК АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ К НОВОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
Тест предложен А.В. Янковским. Разрабатывался для русских мигрантов, покинувших Россию. Считается, что человек с детства усваивает правила и нормы, определяемые культурной средой. Именно они и определяют поведение человека в социуме. Эмигрируя, человек сталкивается с социумом, построенном на иных культурных основаниях. Отсюда и возникает проблема адаптации мигранта.
Испытуемому предлагается ответить на 96 утверждений. Если он согласен, то ставит в бланке ответов напротив номера вопроса знак + (плюс). Несогласие обозначается знаком – (минус), нейтральное утверждение, то есть не относящееся лично к испытуемому – знаком 0 (ноль).
Утверждения:
Мне нравится ……культура.
Мне нравится знакомиться с коренными жителями.
По-моему, я здесь гораздо способнее и находчивее, чем был в России.
У меня есть близкие люди среди коренного населения.
У новоприбывших всегда одинаковые проблемы.
Я сам виноват в своих неудачах.
Я с удовольствием изучаю ….. язык.
Если я попаду в беду, я всегда могу рассчитывать на помощь.
Я знаком с ….. законами.
На низко квалифицированной работе человек теряет уважение знакомых.
Я хотел бы работать по специальности, аналогичной той, по которой работал в России.
Я смотрю ……… телевидение.
Материально обеспеченные люди добрее.
Я рассчитываю только на собственные силы.
Я провожу своё свободное время так, как мне хочется.
Мне достаточно того внимания и заботы, которые мне уделяют.
У меня есть желание переехать в другую страну.
Я верю в будущее.
Я постоянно озабочен своим материальным положением.
Я чаще бываю доволен, чем наоборот.
Здесь мне чего-то не хватает.
Здесь я работаю по желаемой специальности.
Я выбит из колеи.
В нашей семье много проблем.
Мне нравится здешняя природа.
Я представлял себе жизнь здесь такой, какой она и оказалась.
Люди часто разочаровывают меня.
Мне нравится бывать в местах, где я раньше никогда не был.
Я соблюдаю религиозные праздники.
Временами я не уважаю себя.
Я с удовольствием буду работать на любом месте, лишь бы работа оплачивалась высоко.
В течение последнего времени я чувствую себя хуже.
Я думаю, что каждый должен заботиться о другом.
Временами мы с коллегами проводим свободное время вместе.
Мне не хочется, чтобы о моём положении знали в России.
Я хорошо чувствую себя среди местного населения.
Я не испытываю материальных затруднений.
Очень многие живут хуже, чем могли бы.
Лучше никому не доверять.
Здесь у меня есть ощущение скованности, внутренней несвободы.
У меня мало свободного времени.
Я всегда следую чувству долга, воспитанному в детстве.
Я предпочитаю путешествовать с друзьями, нежели с родственниками.
Я буду работать по желаемой специальности, даже если для этого понадобится много времени.
Мои ожидания с приездом оправдались.
Я против подачи милостыни.
Материальная обеспеченность – самое главное в жизни.
Я интересуюсь происходящими здесь событиями.
Я редко устаю на работе.
Я безразличен к религии.
Я люблю вспоминать о прошлом.
Люди, как правило, нравятся мне.
Я хорошо был проинформирован перед отъездом о жизни в …..
В России я был материально независим.
Религиозный человек более нравственный.
Будущее не зависит от меня.
Я охотно знакомлюсь с людьми.
Миром правит справедливость.
Я люблю праздники.
Если ты хороший специалист, то работу тебе найти – нет проблем.
Миллионеры, в основном, люди честные.
В …… жили мои родственники до моего приезда.
Я деятелен, энергичен, инициативен.
Мне не хватает знаний, чтобы работать по желаемой специальности.
В России остались близкие мне люди.
Здесь я чувствую себя защищённым.
Я считаю, что мир должен быть без границ.
Временами я чувствую себя никому не нужным.
Моя повседневная жизнь занята интересными делами.
Мне помогают мои близкие.
Наша семья всегда придерживалась религиозных убеждений.
При определённых обстоятельствах я готов вернуться обратно.
Я никогда не начинаю разговор первым.
Временами я скучаю по русской природе.
Я посоветовал бы своим близким приехать сюда.
Я делаю то, что мне нравится.
Мои отношения к окружающим становятся более зрелыми.
Если я испытываю какие-нибудь затруднения, я с лёгкостью спрашиваю совета.
Я контролирую своё поведение в соответствии с нормами…
Я чувствую неприязнь к тому, что меня окружает.
Я интересуюсь событиями, происходящими в России.
У меня здесь нет близкого мне человека.
Я бы хотел сменить место работы.
Ещё в России я планировал, по какой специальности буду работать здесь.
Временами я начинаю думать о моём приезде в Россию.
Я уехал бы раньше, если бы у меня была такая возможность.
Я думаю, что здесь мне будет лучше.
Неудачники должны винить прежде всего себя.
Здесь я чувствую себя дома.
Меня не волнует, кто какой национальности.
Мои знания и опыт, привезённые из России, выше, чем приходилось применять здесь.
Временами мне не хватает общения.
Мне нравится …… телевидение.
Иногда мне нечем занять себя.
Язык этой страны станет для меня в будущем родным.
Все имеют одинаковые возможности добиться материального благополучия.
Ключ
Шкала | Номер утверждения |
Шкала адаптивности | Ответы «да»: 22; 25; 52; 59; 60; 79; 89. Ответы «нет»: 35; 40; 50; 56; 64; 80; 87. |
Шкала конформности | Ответы «да»: 1; 5; 13; 38; 53; 55; 61; 66; 71; 75; 78; 96. Ответы «нет»: 14; 67; 73; 76. |
Шкала интерактивности | Ответы «да»: 2; 3; 6; 7; 8; 15; 28; 43; 44; 46; 47; 77; 88. Ответы «нет»: 54; 62; 90. |
Шкала депрессивности | Ответы «да»: 10, 19; 23; 27; 32; 39; 68; 81; 84. Ответы «нет»: 16; 18; 20; 58; 63; 70; 86. |
Шкала ностальгии | Ответы «да»: 17; 30; 51; 65; 72; 74; 85; 94. Ответы «нет»: 4; 12; 26; 41; 42; 45; 49; 93. |
Шкала отчуждённости | Ответы «да»: 11; 21; 24; 31; 33; 82; 83; 91; 92. Ответы «нет»: 9; 29; 34; 36; 37; 48; 95. |
Опросник позволяет выявить ведущий тип адаптации к окружающей социальной среде. Для этого за каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Ответы 0 (ноль) не учитываются. Если сумма ответов по шкале превышает цифру 12, считается, что данный тип адаптации выражен сильно. Если сумма баллов составляет цифру от 6 до 12, то выраженность такого типа адаптации слабая. При сумме балов по шкале меньше 6-ти, считается, что такой тип адаптации выражен слабо.
Содержательная характеристика шкал
Высокие оценки по этим шкалам означают следующие.
Шкала адаптивности: для этих мигрантов характерно стремление к самореализации; высокий уровень активности; уверенность в отношениях с другими; планирование собственного будущего на основе собственных возможностях и прошлом опыте.
Шкала конформности: мигранты стремятся адаптироваться путём приспособления к окружающим; ориентированы на социальное одобрение; зависимы от группы; источником вознаграждения для них является группа.
Шкала интерактивности: мигранты стремятся активно адаптироваться в среду; настроены на расширение социальных связей; уверены в своих возможностях, критичны к своему поведению; направлены на сотрудничество; имеют собственную цель.
Шкала депрессивности: у этих мигрантов ярко выражена дисгармония личности. Мир рассматривается как лишённый смысла и ценностей. Они не могут реализовать свой уровень ожиданий, самооценка понижена; беспомощны перед жизненными трудностями. Острое неприятие себя и других, чувство подавленности, опустошённости, изолированности.
Шкала ностальгии: у этих мигрантов ярко выражена потеря связи с культурой; внутреннее расстройство и смятение; бесприютность; чувство «человека не на своём месте». В сфере эмоций преобладает мечтательность, тоска, меланхолия, опустошённость.
Шкала отчуждённости: неприятие нового социума; низкая самооценка; несогласованность притязаний и реальных возможностей; озабоченность своим статусом; общее неприятие себя и других; паника; беспомощность; нетерпеливость.
ШКАЛА СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ
Метод предложен американским учёным Э. Богардусом. Первоначально использовался невербальный вариант тестирования. Испытуемым предлагался набор из семи географических карт, увеличивающего масштаба. Также в процедуре тестирования использовались флажки на булавках. Каждый такой флажок обозначал определённый этнос. Испытуемому предлагалось самостоятельно выбрать карту и поместить на неё флажки, один из которых обозначал его собственный этнос, а второй флажок – этнос оцениваемый. Исходя из масштаба выбранной карты, и расстояния между флажками делался, вывод об отношении к оцениваемому этносу. После этого суммировались ответы, характеризующие, например, отношение англосаксов к итальянцам. Интересно, что после двух лет исследования, Богардусу пришлось вводить специальную коробочку, поскольку часть испытуемых заявляла о том, что они вообще не желают видеть этот этнос на Земле. Сегодня невербальный вариант метода применяется крайне редко.
Считается, что шкала социальной дистанции показывает степень психологической близости людей, способствующей лёгкости их взаимодействия. Максимальная социальная дистанция показывает, что представитель этноса держится обособленно, действует в обществе автономно. Минимальная социальная дистанция свидетельствует о взаимодействии с представителями оцениваемого этноса, об интересе к их культуре, о готовности принимать партёра таким, какой он есть.
Вербальная форма шкалы социальной дистанции существуют в разных вариантах. Принципиально главным остаётся необходимость большого количества ответов, для получения необходимой статистической величины. Мы приводим вариант, предложенный Л. Почебут. Испытуемому предлагают выбрать одно из семи утверждений, характеризующих отношение к оцениваемому этносу.
Утверждения:
Я готов вступить в брак с представителем ….. этноса
Я готов дружить с представителем …….. этноса.
Я готов к тому, чтобы представители ….. этноса стали моими соседями.
Я готов к тому, чтобы представители ….. этноса стали моими коллегами по работе.
Я готов к тому, чтобы гражданами моей страны были представители …. этноса.
Я считаю, что представители ….. этноса могут быть только туристами в моей стране.
Я предпочёл бы не видеть представителей …. этноса в моей стране.
Ключ
Выбранное утверждение | Количество баллов |
1 | +3 |
2 | +2 |
3 | +1 |
4 | 0 |
5 | -1 |
6 | -2 |
7 | -3 |
На основе ответов всех испытуемых рассчитываются два параметра, характеризующих отношения между тестируемым этносом и оцениваемым этносом.
Первый параметр – социальная приемлемость. Он отражает стремление к взаимодействию и интеграции с другим этносом. В случае, если мы опрашиваем представителей этнического меньшинства также может свидетельствовать и о готовности представителей этого меньшинства ассимилироваться с этническим большинством. Параметр «социальная приемлемость» рассчитывается по следующему алгоритму.
Суммируются все положительные ответы.
Суммируются все отрицательные ответы.
Сумма положительных и отрицательных ответов ставится в числитель дроби.
Из общего количества опрошенных индивидов (N) отнимается единица.
Полученный результат умножается на три и помещается в знаменатель.
Числитель делится на знаменатель.
Если результат деления даёт положительную величину и больше в математическом выражении, чем одна вторая, то это свидетельствует о высокой степени социальной приемлемости. Если результат деления имеет положительную величину, но меньше, чем одна вторая, то это свидетельствует о стремлении этноса к автономии. Если же результат деления даёт отрицательную величину, то это свидетельствует о тенденции этноса к обособлению. Стремление к обособлению особенно ярко выражено в тех случаях, когда результат деления стремится к величине минус одна вторая.
Второй параметр – социальная экспансивность. Он отражает выраженность и направленность социальных чувств представителей одного этноса по отношению к другому. Чем сильнее выражены позитивные чувства, тем меньше социальная дистанция, тем плотнее взаимодействие этносов. Параметр «социальная экспансивность» рассчитывается по следующему алгоритму.
Суммируются все положительные ответы.
Суммируются все отрицательные ответы.
Сумма положительных и отрицательных ответов ставится в числитель дроби.
Из общего количества испытуемых (N) отнимается единица.
Полученная величина (N-1) умножается на общее количество испытуемых (N) и результат помещается в знаменатель.
Числитель делится на знаменатель.
Если результат деления имеет положительное значение и больше дроби одна вторая, то это свидетельствует о глубоких позитивных чувствах и об искреннем интересе к представителям другого этноса. Если результат деления положителен, но меньше дроби одна вторая, то это свидетельствует об определённой напряжённости в отношениях. Если результат деления имеет отрицательную величину, то это свидетельствует о глубокой психологической неприязни членов одного этноса к другому этносу.
ТИПЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (Г.У.СОЛДАТОВА, С.В.РЫЖОВА)
Данная методическая разработка позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности. Один из показателей трансформации этнической идентичности – это рост этнической нетерпимости (интолерантности). Толерантность/интолерантность – главная проблема межэтнических отношений в условиях роста напряженности между народами – явилась ключевой психологической переменной при конструировании данного опросника. Степень этнической толерантности респондента оценивается на основе следующих критериев: уровня "негативизма" в отношении собственной и других этнических групп, порога эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, выраженности агрессивных и враждебных реакций в отношении к других групп. Типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от "отрицания" идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, и заканчивая национальным фанатизмом – апофеозом нетерпимости и высшей степенью негативизма по отношению к другим этническим группам.
Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам этнической идентичности.
1. Этнонигилизм – одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.
2. Этническая индифферентность – размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.
3. Норма (позитивная этническая идентичность) – сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой – как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.
Усиление деструктивности в межэтнических отношениях обусловлено трансформациями этнического самосознания по типу гиперидентичности, которая соответствует в опроснике трем шкалам:
4. Этноэгоизм – данный тип идентичностиможет выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта "мой народ", но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за "чужой" счет.
5. Этноизоляционизм – убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости "очищения" национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.
6. Этнофанатизм – готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических "чисток", отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.
Этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм представляют собой ступени гиперболизации этнической идентичности, означающей появление дискриминационных форм межэтнических отношений. В межэтническом взаимодействии гиперидентичность проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения, возникающего как реакция на присутствие членов других групп, до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей, агрессивных и насильственных действий против другой группы и даже геноцида.
В результате серии экспертных оценок и пилотажных исследований были отобраны 30 суждений – индикаторов, интерпретирующих конец фразы: "Я – человек, который…" Индикаторы отражают отношение к собственной и другим этническим группам в различных ситуациях межэтнического взаимодействия.
Бланк методики
Инструкция: Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумайте, насколько Ваше мнение совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями используя следующие выражения: «Согласен», «Скорее согласен», «В чем-то согласен, в чем-то нет», «Скорее не согласен», «Не согласен».
.
Я – человек, который…
1. предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам
2. считает, что межнациональные браки разрушают народ
3. часто ощущает превосходство людей другой национальности
4. считает, что права нации всегда выше прав человека
5. считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения
6. предпочитает образ жизни только своего народа
7. обычно не скрывает своей национальности
8. считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности
9. часто испытывает стыд за людей своей национальности
10. считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа
11. не отдает предпочтения какой-либо национальной культуре, включая и свою собственную
12. нередко чувствует превосходство своего народа над другими
13. любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов
14. считает строго необходимым сохранять чистоту нации
15. трудно уживается с людьми своей национальности
16. считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей
17. безразлично относится к своей национальной принадлежности
18. испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь
19. готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия
20. считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов
21. часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности
22. считает свой народ более одаренным и развитым по сравнению с другими народами
23. считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории
24. раздражается при близком общении с людьми других национальностей
25. всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре
26. считает необходимым "очищение" культуры своего народа от влияния других культур
27. не уважает свой народ
28. считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу
29. никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам
30. считает, что его народ не лучше и не хуже других народов
Обработка результатов
Ответы испытуемых переводятся в баллы в соответствии со шкалой:
"согласен" – 4 балла;
"скорее согласен" – 3 балла;
"в чем-то согласен, в чем-то нет" – 2 балла;
"скорее не согласен" – 1 балл;
"не согласен" – 0 баллов.
Затем подсчитывается количество баллов по каждому из типов этнической идентичности (в скобках указаны пункты, работающие на данный тип):
1. Этнонигилизм (пункты: 3, 9, 15, 21, 27).
2. Этническая индифферентность (5, 11, 17, 29, 30).
3. Норма (позитивная этническая идентичность) (1, 7, 13, 19, 25).
4. Этноэгоизм (6, 12, 16, 18, 24).
5. Этноизоляционизм (2, 8, 20, 22, 26).
6. Этнофанатизм (4, 10, 14, 23, 28).
В зависимости от суммы баллов, набранных испытуемым по той или иной шкале (возможный диапазон – от 0 до 20 баллов), можно судить о выраженности соответствующего типа этнической идентичности, а сравнение результатов по всем шкалам между собой позволяет выделить один или несколько доминирующих типов.
Вопросник этнической аффилиации
Инструкция: Укажите, пожалуйста, в бланке ответов Вашу фамилию и имя, год рождения, пол, национальность, факультет, курс, на котором Вы учитесь, и группу. Затем впишите, какое сегодня число, месяц, год.
Прочтите утверждения вопросника и оцените степень своего согласия (или несогласия) с ними. Не тратьте времени на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым пришел Вам в голову. Каждое последующее утверждение читайте только после того, как Вы уже оценили предыдущее.
На бланке для ответов против каждого суждения обведите кружком цифру, соответствующую выбранному Вами ответу.
Если Вы не согласны с суждением – отметьте цифру «– 1»
Если Вы затрудняетесь дать однозначный ответ – отметьте цифру «0»
Если Вы согласны с суждением – отметьте цифру +1
Бланк ответов
Фамилия, имя
Год рождения
Пол (М/Ж)
Национальность
Факультет
Курс
Группа
Дата (число, месяц, год)
1. Надо стремиться поддерживать обычаи, традиции и образ жизни своего народа. | – 1 | 0 | + 1 |
2. В своих поступках следует руководствоваться скорее личными интересами, чем какими-либо другими, в том числе и национальными. | – 1 | 0 | + 1 |
3. Взаимопонимание в семье совершенно не зависит от того, к какой национальности принадлежат члены этой семьи. | – 1 | 0 | + 1 |
4. Каждый человек несет в себе долю вины за ошибки, совершенные его народом. | – 1 | 0 | + 1 |
5. В жизни необходимо придерживаться норм и правил, выработанных в культуре своего народа. | – 1 | 0 | + 1 |
6. В жизни необходимо жить своим умом без опоры на нормы и правила поведения, принятые у того или иного народа. | – 1 | 0 | + 1 |
7. Взаимопонимание между народами не зависит от того, какую религию они исповедуют. | – 1 | 0 | + 1 |
8. Человеку необходимо ощущать себя частью какого-либо народа. |
|
|
|
9. Современному человеку не обязательно чувствовать себя частью какого-то народа. |
|
|
|
10. Человек всегда должен помнить о своей национальности. |
|
|
|
11. Отдельный человек не может отвечать за дела своего народа. |
|
|
|
12. За национальностью человека всегда можно увидеть его народ. |
|
|
|
Пожалуйста, убедитесь, что Вы отметили ответ по каждому суждению.
Перевод ответов участников исследования в баллы
Отметка «–1» или «Не согласен» соответствует (равна) 0 баллов
Отметка «0» или «Затрудняюсь ответить» соответствует (равна) 1 баллу
Отметка «+1» или «Согласен» соответствует (равна) 2 баллам
Ключ
1. Этническое слияние – сумма баллов по утверждениям № 1, 4, 5, 8, 10, 12;
2. Этническое обособление – сумма баллов по утверждениям № 2, 3, 6, 7, 9, 11.
Методика для измерения выраженности этнической идентичности (Дж. Финни)
Мы предлагаем вам ответить на вопросы, касающиеся вашей этнической принадлежности, вашей этнической группы и вашего отношения к ней. Но сначала продолжите предложение:
С точки зрения этнической принадлежности я рассматриваю себя как ...
А теперь прочитайте утверждения и рядом с каждым из них отметьте вариант ответа, который отражает степень вашего согласия с утверждением: «Совершенно согласен», «Скорее согласен, чем не согласен», «Скорее не согласен, чем согласен», «Совершенно не согласен».
Утверждения:
1. Я провел много времени, стараясь узнать как можно больше о своей этнической группе, о ее истории, традициях, обычаях
2. Я активен в организациях или социальных группах, которые включают преимущественно членов моей этнической группы
3. Я очень хорошо знаю свое этническое происхождение и понимаю, что оно значит для меня
4. Я много думаю о том, как этническая принадлежность повлияет на мою жизнь
5. Я рад, что принадлежу к своей этнической группе
6. Я четко чувствую связь со своей этнической группой
7. Я хорошо понимаю, что значит для меня моя этническая принадлежность
8. Для того чтобы узнать побольше о своей этнической группе, я говорил о ней со многими людьми
9. Я горжусь своей этнической группой
10. Я соблюдаю традиции своей этнической группы
11. Я чувствую сильную привязанность к своей этнической группе
12. Я хорошо отношусь к своему этническому происхождению
Моя этническая группа…
Этническая группа моего отца…
Этническая группа моей матери…
Мой пол…
Мой возраст…
Обработка данных
1. Среднее-арифметическое баллов по всем вопросам является общим показателем этнической идентичности. Баллы рассчитываются из соответствия степени выраженности согласия числовому эквиваленту: «Совершенно согласен» — 3 баллов, «Скорее согласен, чем не согласен» — 2 балла, «Скорее не согласен, чем согласен» — 1 балл, «Совершенно не согласен» — 0 баллов. Интервал от 1 до 2 баллов соответствует умеренной выраженности этнической идентичности, больше 2 баллов –– высокой, меньше 1 балла –– низкой.
2. Показатели субшкал вычисляются посредством нахождения средне-арифметического от полученной суммы баллов:
— шкала выраженности когнитивного компонента этнической идентичности (ответы на вопросы № 1, 2, 4, 8, 10);
— шкала выраженности аффективного компонента этнической идентичности (ответы на вопросы № 3, 5, 6, 7, 9, 11, 12).
методика Измерения толерантных установок в сфере межнациональных отношений (Собкин В.С., Адамчук Д.В.)
Вам предлагается пройти тест, касающийся межнациональной толерантности. Убедительно просим Вас при ответе на вопросы теста ни с кем не обсуждать Ваше мнение. Это важно, потому, что нас интересует именно Ваша личная точка зрения.
1. Каково Ваше отношение к собственной национальности?
1. я испытываю гордость от того, что принадлежу к этой национальности;
2. для меня моя национальность не имеет особого значения
3. я испытываю внутренний дискомфорт от того, что принадлежу к данной национальности
4. довольно часто я испытываю стыд из-за своей национальной принадлежности
5. я предпочел(предпочла) бы родиться человеком другой национальности
6.другое(напишите)
2. Считаете ли Вы для себя возможным вступление в брак с представителями другой национальности?
1. нет, потому что это неизбежно вызовет конфликты в семье
2. нет, потому что я не могу нарушить семейные традиции
3. нет, так как я не хочу, чтобы мои дети столкнулись с проблемой выбора национальности
4. нет, так как я хочу, чтобы мои дети были той же национальности, что и я
5. да, потому что я не хочу, чтобы супруг/супруга был(а) моей национальности
6. для меня национальность супруга/супруги не будет иметь значения
7. другое (напишите)
3. Что Вы испытываете при знакомстве с человеком другой национальности:
1. раздражение
2. недоверие
3. интерес
4. уважение
5. ничего особенного
6. это зависит от национальности
4. Как Вы относитесь к тому, что представители национальных меньшинств, проживающих в России, отмечают свои национальные праздники?
1. все народы должны иметь возможность отмечать свои национальные праздники, проживая в России
2. мне все равно
3. мне неприятно (раздражает), что другие национальные меньшинства отмечают свои национальные праздники в России
4. другие нацменьшинства не должны отмечать в Росси свои национальные праздники
5. Склонны ли вы объяснять возникновение конфликтов при общении национальностью собеседника?
1. нет, никогда
2. да, но не стану использовать это как аргумент в споре
3. да, и буду использовать это как аргумент в споре
6. Как Вы относитесь к существованию национальных школ в России?
1. это совершенно необходимо, так как позволит представителям различных национальностей сохранить культуру и традиции своего народа
2. это необходимо, так как позволит всем желающим независимо от национальной принадлежности, узнать историю и культуру других народов
3. это не нужно, поскольку ведет к изоляции представителей разных национальностей и обострит межнациональные отношения
4. это не нужно, так как все должны учиться в общеобразовательных школах
5. это необходимо, так как национальные меньшинства должны быть изолированы
6. другое (напишите)
7. Как Вы считаете, в чем причины негативного отношения к людям, приезжающим жить в Москву?
1. Они ухудшают криминогенную обстановку в городе
2. Они не платят налоги и живут за наш счет
3. Они занимают наши рабочие места
4. Они решают свои проблемы за наш счет
5. Они плохо относятся к русским
6. Они имеют отталкивающую внешность
7. Они имеют агрессивный характер
8. Они принадлежат к другим национальностям
9. Они имеют другое вероисповедание
10. Они должны жить у себя на родине
11. В существующих предрассудках
12. Другое (напишите)___________
13. Реальных причин нет
14.Я не замечал(а) негативного отношения к ним
8. Как Вы относитесь к тому, что в российской армии служат представители разных национальностей?
1. положительно, так как все граждане нашей страны вне зависимости от национальности по закону обязаны проходить службу в армии
2. положительно, так как совместная служба в армии с представителями других национальностей способствует межнациональному взаимопониманию и дружбе
3. положительно, поскольку не только русские должны защищать народы, проживающие на территории России
4. отрицательно, так как они снижают боеспособность российской армии 5. отрицательно, так как это создает конфликты на национальной почве среди военнослужащих
6. мне это безразлично
9. Считаете ли Вы, что в России необходимо ввести ограничения по национальному признаку?
1. да, на получение высшего образования
2. да, на определенную профессиональную деятельность
3. да, на занятие руководящих должностей
4. да, на занятие политической деятельностью
5. да, на деятельность в сфере СМИ
6. да, на деятельность в сфере культуры
7. да, на получение российского гражданства
8. да, другое (напишите)
9. нет, я считаю, что ограничения по национальному признаку недопустимы
10. мне это безразлично
10.Как вы оцениваете вклад представителей национальных меньшинств в развитие российской науки и культуры?
1. Значение этого вклада сильно преувеличено, и в первую очередь, самими представителями национальных меньшинств
2. Я считаю, что представители национальных меньшинств внесли большой вклад в развитие науки и культуры
3. Не имею определенного мнения
4. Мне это безразлично
11. Участвовали ли вы в конфликтах на национальной почве в этом учебном году?
1. Да, инициатором выступал(а) лично я
2. Да, инициатором выступала группа, к которой я принадлежу
3. Да, инициатором выступала противоположная сторона
4. Не, не участвовал(а)
12. Представьте, что в Вашем классе/группе учится человек другой национальности, который говорит по-русски с акцентом. Ваша реакция?
1. Я буду сочувствовать ему, но ничего не сделаю, чтобы его поддержать
2. Я постараюсь убедить одноклассников не унижать его
3. Я не буду обращать на это внимание
4. Я буду стараться избегать общения с ним
5. Я буду высмеивать его
6. Я буду издеваться над ним
7. Другое(напишите)________
Ключ
Отрицательный суммарный итоговый индекс означает приближение к полюсу толерантности, положительный – к полюсу интолерантности.
Вопрос № 1.
Вариант № 1 = 0,93
Вариант № 2 = 0,97
Вариант № 3 = 0
Вариант № 4 =0,67
Вариант № 5 = 0
Вариант № 6 =0
Вопрос № 2.
Вариант № 1 =0
Вариант № 2 =0,96
Вариант № 3 =0
Вариант № 4 =0,92
Вариант № 5 = 0
Вариант № 6 =0
Вариант № 7 =0
Вопрос № 3.
Вариант № 1 =0,87
Вариант № 2 =0,87
Вариант № 3 =0,86
Вариант № 4 =0
Вариант № 5 = 0
Вариант № 6 =0
Вопрос № 4.
Вариант № 1 = - 0,93
Вариант № 2 =0
Вариант № 3 =0,98
Вариант № 4 =0,89
Вопрос № 5.
Вариант № 1 = - 0,95
Вариант № 2 =0
Вариант № 3 =0,89
Вопрос № 6.
Вариант № 1 = - 0,67
Вариант № 2 =0
Вариант № 3 =0
Вариант № 4 =0
Вариант № 5 = 0,86
Вариант № 6 =0
Вопрос № 7.
Вариант № 1 =0
Вариант № 2 =0
Вариант № 3 =0
Вариант № 4 =0
Вариант № 5 = 0
Вариант № 6 =0
Вариант № 7 =0
Вариант № 8 =0,58
Вариант № 9 =0,82
Вариант № 10 =0
Вариант № 11 = 0
Вариант № 12 =0
Вариант № 13 = 0
Вариант № 14 =0
Вопрос № 8.
Вариант № 1 =0
Вариант № 2 = - 0,87
Вариант № 3 =0
Вариант № 4 =0,89
Вариант № 5 = 0,82
Вариант № 6 =0
Вопрос № 9.
Вариант № 1 =0
Вариант № 2 =0,63
Вариант № 3 =0
Вариант № 4 =0
Вариант № 5 = 0,92
Вариант № 6 =0
Вариант № 7 =0
Вариант № 8 =0
Вариант № 9 = - 0,69
Вариант № 10 =0
Вопрос № 10.
Вариант № 1 =0,8
Вариант № 2 =0
Вариант № 3 =0
Вариант № 4 =0
Вопрос № 11.
Вариант № 1 =0,97
Вариант № 2 =0,74
Вариант № 3 =0,79
Вариант № 4 = - 0,88
Вопрос № 12.
Вариант № 1 =0
Вариант № 2 =0
Вариант № 3 =0
Вариант № 4 =0,8
Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)
Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра "Гратис" был разработан экспресс-опросник «Индекс толерантности». В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области. Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.
Бланк методики
Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим впишите напротив каждого утверждения одно из следующих выражений: «Абсолютно не согласен», «Не согласен», «Скорее не согласен», «Скорее согласен», «Согласен», «Полностью согласен».
№ Утверждение
1. В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение
2. В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности
3. Если друг предал, надо отомстить ему
4. К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение
5. В споре может быть правильной только одна точка зрения
6. Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах
7. Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные
8. С неопрятными людьми неприятно общаться
9. Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения 10. Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества
11. Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности
12. Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше
13. Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же
14. Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей
15. Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"
16. Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители
17. Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение
18. К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться
19. Беспорядок меня очень раздражает
20. Любые религиозные течения имеют право на существование
21. Я могу представить чернокожего человека своим близким другом
22. Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим
Обработка результатов
Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.
Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.
Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.
Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.
Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:
22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).
Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:
1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.
2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.
3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.
Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.
В 2001 – 2002 гг. с целью валидизации и стандартизации опросника было проведено исследование в 16 городах Российской Федерации (всего опрошено 434 человека). Задачей исследования была диагностика изменения уровня толерантности после осуществления целенаправленного психологического воздействия – тренинга толерантности. Именно эта задача решалась в рамках совместного проекта Российского Красного Креста и Научно-практического Центра "Гратис" "Толерантность как способ взаимной адаптации вынужденных мигрантов и местного населения". Опрос осуществлялся психологами региональных приемных РКК. Экспресс-опросник заполнялся участвующими в тренингах старшеклассниками дважды: до начала занятий и после их завершения.
В 2002 г. также были опрошены студенты различных факультетов Дагестанского Государственного университета и факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, а также практические психологи г. Москвы, занимающиеся проблемами толерантности и межкультурного взаимодействия. Пятая часть опрошенных студентов из ДГУ прошла тренинг толерантности, и его участники заполняли опросник до и после тренинга. Результаты перечисленных исследований частично представлены в таблице.
Средние значения индекса толерантности в различных группах
Выборки испытуемых | Студенты ДГУ | Студенты ДГУ (после тренинга) | Студенты психфака МГУ | Практические психологи Москвы | Военно-служащие в Чечне |
Количество респондентов | 123 | 25 | 44 | 25 | 81 |
Среднее значение индекса | 80,2 | 90,3 | 88,8 | 103,5 | 72 |
Методика диагностики этнического самосознания (для белорусов)
Класс____ "____" Возраст _____ (количество полных лет)
Пол М/Ж (подчеркнуть нужное)
1. Ваша национальность (по документам)?
□ белорус (ка)
□ россиянин (ка)
□ украинец (ка)
□ другая (указать) _____________________________________________
2. Кем по национальности Вы себя считаете?
□ ___________________________________________________________
3. Какие признаки, по Вашему мнению, объединяют людей белорусской национальности?
□ язык
□ традиции
□ общее историческое прошлое
□ общность территории
□ общее будущее
□ религия
□ черты внешнего облика
□ черты характера
□ ничто не сближает
□ другое (указать) _____________________________________________
4. Каким выше указанным признакам Вы соответствуете?
□____________________________________________________________
5. Причисляете ли Вы себя к представителям белорусского народа?
□ Да
□ Нет
□ Причисляю к группе безэтничных
6. Свободно ли Вы владеете белорусским языком?
□ Да
□ Нет
7. Часто ли Вы используете его в разговорной речи?
□ Каждый день
□ Иногда
□ Только на уроках белорусского языка и литературы
□ Не использую
8. Как Вы относитесь к тому, что большинство белорусов использует вместо белорусского языка русский?
□ Отрицательно
□ Положительно
□ Безразлично
9. Какие сугубо белорусские обычаи и традиции Вам известны?
□ ___________________________________________________________
10. Соблюдаете ли Вы белорусские обычаи и традиции в повседневной жизни?
□ Да
□ Иногда
□ Нет
11. Считаете ли Вы необходимым знать историю Беларуси?
□ Да, считаю необходимым
□ Нет, не считаю
□ Затрудняюсь ответить
12. Относитесь ли Вы с уважением к историческому прошлому нашего государства?
□ Да
□ Нет
13. Интересно ли Вам изучать природу родного края?
□ Да
□ Нет
14. Бережно ли Вы относитесь к родной природе?
□ Всегда
□ Редко
□ Никогда
15. Как Вы считаете, присуще ли современным подросткам чувство исторической ответственности за судьбу страны?
□ Да
□ Нет
□ Не знаю
16. А лично Вам присуще это чувство?
□ Да
□ Нет
□ Не задумывался
17. Вы бы согласились поменять место жительства с Беларуси на другую страну?
□ Да
□ Нет
18. Возникает ли у Вас чувство гордости за участие белорусов в международных конкурсах (спортивных, музыкальных)?
□ Да
□ Нет
19. Какое чувство возникает у Вас при встрече белоруса, пребывая за рубежом?
□ ___________________________________________________________
20. Считаете ли Вы себя патриотом (своей страны)?
□ Да
□ Нет
□ Не знаю
Методика исследования эмоционально-ценностного компонента этнической идентичности (для казахов)
Внимательно прочтите каждое суждение и отметьте, в какой степени вы согласны с ним:
1. У меня есть все основания гордиться тем, что я родился (русским, татарам, башкирам, марийцем, удмуртом, казахом).
а) согласен;
б) скорее согласен, чем не согласен;
в) скорее не согласен, чем согласен;
г) не согласен.
2. Если быть честным (откровенным), я больше стыжусь, чем горжусь тем, что я родился казахом.
а) согласен;
б) скорее согласен, чем не согласен;
в) скорее не согласен, чем согласен;
г) не согласен.
3. Я испытываю чувство гордости, когда слышу гимн Казахстана.
а) согласен;
б) скорее согласен, чем не согласен;
в) скорее не согласен, чем согласен;
г) не согласен.
4. Гимн Казахстана оставляет меня равнодушным.
а) согласен;
б) скорее согласен, чем не согласен;
в) скорее не согласен, чем согласен;
г) не согласен.
5. Я горжусь, когда вижу, как поднимается флаг Казахстана.
а) согласен;
б) скорее согласен, чем не согласен;
в) скорее не согласен, чем согласен;
г) не согласен.
6. Казахский флаг меня оставляет равнодушным.
а) согласен;
б) скорее согласен, чем не согласен;
в) скорее не согласен, чем согласен;
г) не согласен.
7. Меня волнует народная музыка.
а) согласен;
б) скорее согласен, чем не согласен;
в) скорее не согласен, чем согласен;
г) не согласен.
8. Мне безразлично, казах я или принадлежу к другому народу.
а) согласен;
б) скорее согласен, чем не согласен;
в) скорее не согласен, чем согласен;
г) не согласен
ПЕРМСКИЙ ОПРОСНИК ДИАГНОСТИКИ ЭТНИЧЕСКОГО Я (для удмуртов и русских)
Инструкция
Укажите, пожалуйста, в бланке ответов Вашу фамилию и имя, год рождения, пол, национальность, факультет, курс, на котором Вы учитесь, и группу. Затем впишите, какое сегодня число, месяц, год.
Вам предлагается серия суждений. «Примеряйте» каждое суждение на себя: насколько Вы сами могли бы ответить так же. Все мы отвечаем различным образом на разные ситуации и, скорее всего, все ответы будут в какой-то степени для Вас возможны. Поэтому каждый Ваш ответ будет лишь в какой-то степени соответствовать Вам.
Пожалуйста, обратитесь к ключу, который приведен ниже.
Если Вы совершенно не согласны с тем, что Вы могли бы ответить так, как это выражено в суждении | Обведите кружком цифру – 3 |
Если Вы не согласны с тем, что Вы могли бы ответить так, как это выражено в суждении | Обведите кружком цифру – 2 |
Если Вы скорее не согласны, чем согласны с тем, что Вы могли бы ответить так, как это выражено в суждении | Обведите кружком цифру –1 |
Если Вы скорее согласны, чем не согласны с тем, что Вы могли бы ответить так, как это выражено в суждении | Обведите кружком цифру + 1 |
Если Вы согласны с тем, что Вы могли бы ответить так, как это выражено в суждении | Обведите кружком цифру + 2 |
Если Вы полностью согласны с тем, что Вы могли бы ответить так, как это выражено в суждении | Обведите кружком цифру + 3 |
Например, рассмотрим суждение № 2:
«Я готов(-а) отвечать на каждый вопрос так искренне, как только возможно».
В какой степени Вы сами могли бы ответить сходным образом?
Если Вы согласны с тем, что Вы могли бы ответить так же, Вам нужно обвести кружком цифру + 2 на бланке для ответов: –3 –2 –1 +1 +2 +3
Нет правильных или ошибочных ответов, и нет хитрых или шуточных суждений. Работайте быстро и не думайте долго о точном значении суждений.
Когда закончите работу, проверьте, пожалуйста, ответили ли Вы на все вопросы.
Вариант для представителей удмуртского этноса
1. Я уверен(-а), что я более гостеприимна в общении с удмуртами, чем с людьми других национальностей.
2. Мое знание удмуртских обрядов может производить впечатление на моих удмуртских друзей в большей степени, чем на моих друзей других национальностей.
3. Я уверен(-а), что для работы я возьму в помощники скорее удмурта, чем человека другой национальности.
4. Я могу доверять удмуртским друзьям больше, чем друзьям других национальностей.
5. Мое знание удмуртских песен может заинтересовать скорее моих удмуртских друзей, чем моих друзей других национальностей.
6. Я уверена, что я понимаю удмуртов лучше, чем людей других национальностей.
7. Удмуртская история вызывает у меня больший интерес, чем история других народов.
8. Можно понять удмурта, которому удмуртские обряды ближе, чем обряды других народов.
9. Можно понять удмурта, у которого стремление познать историю удмуртского народа преобладает над стремлением познать историю других народов. 10. Мое знание удмуртских традиций может произвести большее впечатление на моих удмуртских знакомых, чем на моих знакомых других национальностей.
11. Мое участие в удмуртских национальных праздниках может служить примером скорее для моих удмуртских знакомых, чем для знакомых других национальностей.
12. Удмуртские народные сказки вызывают у меня больший интерес, чем сказки других народов.
13. Я способна убедить удмурта быстрее, чем человека другой национальности.
14. Можно понять удмурта, для которого удмуртская культура более значима, чем другие культуры.
15. Мои представления об удмуртской истории могут произвести большее впечатление на моих удмуртских друзей, чем на моих друзей других национальностей.
16. Можно понять удмурта, который предпочитает удмуртские песни песням, исполняемым на другом языке.
17. Блюда удмуртской национальной кухни кажутся мне более вкусными, чем блюда какой-либо другой национальной кухни.
18. Удмуртские песни вызывают у меня больший интерес, чем песни, исполняемые на другом языке.
19. Можно понять удмурта, который участвует скорее в удмуртских национальных праздниках, чем в национальных праздниках других народов.
20. Удмуртская национальная культура интересует меня в большей степени, чем другие национальные культуры.
Вариант для представителей русского этноса
1. Я уверена, что я более гостеприимна в общении с русскими, чем с людьми других национальностей.
2. Мое знание русских обрядов может производить впечатление на моих русских друзей в большей степени, чем на моих друзей других национальностей.
3. Я уверена, что для работы я возьму в помощники скорее русского, чем человека другой национальности.
4. Я могу доверять русским друзьям больше, чем друзьям других национальностей.
5. Мое знание русских песен может заинтересовать скорее моих русских друзей, чем моих друзей других национальностей.
6. Я уверена, что я понимаю русских лучше, чем людей других национальностей.
7. Русская история вызывает у меня больший интерес, чем история других народов. 8. Можно понять русского, которому русские обряды ближе, чем обряды других народов.
9. Можно понять русского, у которого стремление познать историю русского народа преобладает над стремлением познать историю других народов.
10. Мое знание русских традиций может произвести большее впечатление на моих русских знакомых, чем на моих знакомых других национальностей.
11. Мое участие в русских национальных праздниках может служить примером скорее для моих русских знакомых, чем для знакомых других национальностей.
12. Русские народные сказки вызывают у меня больший интерес, чем сказки других народов.
13. Я способна убедить русского быстрее, чем человека другой национальности.
14. Можно понять русского, для которого русская культура более значима, чем другие культуры.
15. Мои представления о русской истории могут произвести большее впечатление на моих русских друзей, чем на моих друзей других национальностей.
16. Можно понять русского, который предпочитает русские песни песням, исполняемым на другом языке.
17. Блюда русской национальной кухни кажутся мне более вкусными, чем блюда какой-либо другой национальной кухни.
18. Русские песни вызывают у меня больший интерес, чем песни, исполняемые на другом языке.
19. Можно понять русского, который участвует скорее в русских национальных праздниках, чем в национальных праздниках других народов.
20. Русская национальная культура интересует меня в большей степени, чем другие национальные культуры.
Бланк ответов
Фамилия, имя
Национальность
Год рождения
Факультет
Пол (М/Ж)
Курс
Группа
Дата (число, месяц, год)
ПО КАЖДОМУ СУЖДЕНИЮ ОБВЕДИТЕ КРУЖКОМ ТОЛЬКО ОДНУ ЦИФРУ
Пожалуйста, убедитесь, что Вы обвели кружком ответ по каждому суждению
Перевод ответов участников исследования в сырые баллы
Ответы участников исследования
Первоначально Их значения В сырых баллах
–3 «Совершенно не согласен» – 1 балл
–2 «Не согласен» – 2 балла
–1 «Скорее не согласен, чем согласен» – 3 балла
+1 «Скорее согласен, чем не согласен» – 4 балла
+2 «Согласен» – 5 баллов
+3 «Полностью согласен» – 6 баллов
Ключ
1. Я–Авторское – утверждения № 1, 3, 4 6 13
2. Я–Воплощенное – утверждения № 2, 5, 10, 11, 15
3. Я–Превращенное – утверждения № 8, 9, 14, 16, 19
4. Я–Вторящее – утверждения № 7, 12, 17, 18, 20
ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ
В тесте используются восемь цветных карточек из стандартного «Краткого теста М. Люшера». Экспериментально установлено, что каждый из этих восьми цветов имеет определённое эмоционально-личностное значение. Перечислим их:
1. Синий цвет. Честный, справедливый, невозмутимый, добросовестный.
2. Зелёный цвет. Чёрствый, самостоятельный, невозмутимый.
3. Красный цвет. Отзывчивый, решительный, энергичный, напряжённый, чувствительный, сильный, обаятельный, деятельный.
4. Жёлтый цвет. Разговорчивый, безответственный, открытый, общительный, энергичный, напряжённый.
5. Фиолетовый цвет. Несправедливый, неискренний, эгоистичный, самостоятельный.
6. Коричневый цвет. Уступчивый, завистливый, спокойный, добросовестный, расслабленный.
7. Чёрный цвет. Непривлекательный, молчаливый, упрямый, замкнутый, эгоистичный, независимый, враждебный, нелюдимый.
8. Серый цвет. Нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, несамостоятельный, слабый, пассивный.
Далее исследователь составляет список тех этносов, которые испытуемые будут оценивать. Обязательным условием является знание испытуемым того этноса, который ему предстоит оценить. Процедура оценки проводится двумя вариантами.
Вариант первый. В этом случае испытуемому предлагается к каждому из оцениваемых этносов подобрать одну карточку. Специально оговаривается, что карточка выбирается исходя из характера этноса, а не из его внешнего вида. Разрешается карточки повторять, то есть для двух этносов можно использовать одну и ту же карточку. Психологическая интерпретация в этом случае достаточно проста и заключается в подборе наиболее часто приписываемых этносу характеристик из выше размещённого списка. Дополнительная интерпретация требует выполнения одного предварительного действия. Испытуемому предлагают ранжировать все восемь карточек, начиная от самого привлекательного до самого непривлекательного цветов. Если этносу приписываются цвета, занимающие первые позиции в личном выборе испытуемого, значит, он относится к этносу положительно. Если же выбираются цвета из нижней части личного списка, значит, отношение отрицательное.
Вариант второй, полный. В этом случае испытуемый для характеристики каждого из оцениваемых этносов использует все восемь карточек. Ранг личностных предпочтений цвета в этом случае составляется обязательно. Отношение к этносу, в этом варианте, определяется с помощью математических процедур. Используется коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена. Алгоритм следующий.
Из ранга цвета в личном списке вычитается ранг цвета в описании этноса.
Полученная величина возводится в квадрат.
Все величины суммируются.
Полученная сумма умножается на 6 и помещается в числитель.
Общее количество цветов (восемь) возводится в куб и из него вычитается число, равное количеству цветов, то есть восемь.
Полученная величина помещается в знаменатель.
Числитель делится на знаменатель.
Из единицы вычитается результат деления.
Полученные значения лежат в интервале от плюс единицы до минус единицы. Если результат стремится к плюс единице, то это свидетельствует о высокой степени эмоциональной близости к оцениваемому этносу. Если результат стремится к нулю, то никакой эмоциональной связи нет. Если результат стремится к минус единице, то это говорит о наличии сильной отрицательной эмоциональной связи.
Раздел III. Материалы для контроля качества знаний по дисциплине |
- Санкт-Петербургское государственное образовательное учреждение
- Раздел 1. Рабочая учебная программа дисциплины
- 10. Рекомендуемая литература ………………………………………………18
- 1.3. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины
- 1.4. Перечень и объем инновационных методов образования по дисциплине
- 1.5. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов
- 1.6. Объем дисциплины, виды учебной работы, формы текущего и итогового контроля знаний по дисциплине
- 1.7. Учебно-тематический план дисциплины
- 1.8. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий Темы лекционного курса:
- Тема 1. Основные категории, понятия и определения этнической психологии
- Тема 2. История этнической психологии
- Тема 3. Признаки и факторы этнических особенностей
- Тема 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- Тема 5. Межэтническое взаимодействие
- Тема 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- Тема 7. Классификация методов исследования в этнической психологии
- Тема 8. Обсервационные и диагностические методы
- Тема 9. Социологические и экспериментальные методы
- Тема 10. Биографические и праксиметрические методы
- 1.9. Семинарские и практические занятия
- Тема 2. История этнической психологии
- Тема 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- Тема 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- Тема 8. Обсервационные и диагностические методы
- Тема 9. Социологические и экспериментальные методы
- Тема 10. Биографические и праксиметрические методы
- 1.10. Рекомендуемая литература
- 1.11.Глоссарий
- Раздел II. Материалы для самостоятельной работы
- 1. Задания для самостоятельной работы по каждой теме (занятию)
- Тема 1. Основные категории, определения этнической психологии
- Тема 2. История этнической психологии
- Тема 3. Признаки и факторы этнических особенностей
- Тема 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- Тема 5. Межэтническое взаимодействие
- Тема 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- Тема 7. Классификация методов исследования в этнической психологии
- Тема 8. Обсервационные и диагностические методы
- Тема 9. Социологические и экспериментальные методы
- Тема 10. Биографические и праксиметрические методы
- 2. Методические указания по выполнению и оформлению самостоятельной работы
- 3.Дополнительные материалы приложения
- III.1. Информация о порядке контроля качества знаний по дисциплине
- III.1.1. Материалы по текущему контролю успеваемости
- III.1.2. Материалы по рубежному контролю успеваемости
- III.1.3. Материалы по промежуточной аттестации
- Санкт-Петербургский Государственный Институт
- Глава 5. Межэтническое взаимодействие 145
- Раздел II. Методические указания для студентов
- Раздел III. Темы лекционного курса «Этническая психология» Глава 1. Основные категории, понятия и определения этнической психологии
- 1.1. Объект и предмет этнопсихологии, ее место в системе наук.
- 1.2. Этносы: племена, народы, нации. Обособленные этнические группы.
- 1.3. Этногенез, пассионарная теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 1.4. Этническое объединение (фузия, консолидация, ассимиляция, интеграция, миксация) и этническое разделение (парциация, сепарация).
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 2. История этнической психологии
- 2.2. Современное развитие этнопсихологии на Западе и в России.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 3. Признаки и факторы этнических особенностей
- 3.1. Понятие национального характера, феномен этноцентризма.
- 3.2. Основные детерминанты этнического поведения (диспозиции, стереотипы, экспектации). Этническое сходство и этнические различия, как признаки этнического развития.
- 3.3. Особенности миграции в России. Мотивация миграционного поведения. Эмиграция как проблема развития России.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- 4.1. Этническая идентичность, этнически обусловленные черты характера.
- 4.2.Этнические особенности развития личности в гомогенной и гетерогенной социокультурной среде. Особенности развития детей-билингвов.
- 4.3Утрата этнической идентичности в условиях глобализма.
- 4.4.Элементы структуры социальной психологии этнической группы (ценности, обычаи и традиции, социальная активность, сплоченность, обособленность, толерантность и т.Д.).
- 4.5.Понятие диаспоры. Социальное, культурное, экономическое, демографическое и психологическое описание этнических социальных групп.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 5. Межэтническое взаимодействие
- 5.1.Уровни межэтнического взаимодействия – глобальный (мировой, государственный, конфессиональный), локальный (национальный, территориальный) и межличностный.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- 6.1.Природа, детерминанты, модальность и типология межэтнических конфликтов.
- 6.2.Способы разрешения межэтнических конфликтов. Специфика этнического терроризма.
- 6.3. Территориальные, культурные, экономические и политические притязания в межэтническом взаимодействии.
- 6.4.Экспансия как форма этнического развития.
- 6.5.Примеры экспансии в истории человечества и в наши дни.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 7. Классификация методов исследования в этнопсихологии
- 7.1. Общие проблемы практической этнопсихологии
- 7.2. Методологические принципы практического исследования в этнической психологии
- 7.3. Классификация методов исследования в этнической психологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 8. Обсервационные и диагностические методы
- 8.1. Метод наблюдения в этнопсихологии
- 8.2. Метод тестирования в этнопсихологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 9. Социологические и экспериментальные методы
- 9.1. Опросные методы в этнической психологии
- 9.2. Констатирующий и формирующий эксперименты в этнической психологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 10. Биографические и праксиметрические методы
- 10.1. Анализ документов, экспертных заключений и других биографических данных в этнической психологии
- 10.2. Анализ материальной составляющей культуры и искусства в этнической психологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Раздел IV. Глоссарий
- Раздел 5. База контрольно-измерительных материалов (ким)