Раздел II. Методические указания для студентов
Успешное усвоение учебного материала зависит не только от профессионального мастерства преподавателя, но и от умения студентов понять и принять задачи и содержание учебного предмета.
Нужно самим принимать активное участие в учебном процессе и быть ответственным за то, как выполнются самостоятельные внеаудиторные (домашние) задания.
В качестве важного компонента обучения выделяются учебные умения, необходимые для успешной учебной деятельности.
Данные умения можно развивать самостоятельно и с помощью преподавателя.
Условно учебные умения делятся на три группы:
– умения, связанные с интеллектуальными процессами,
– умения, связанные с организацией учебной деятельности,
– умения компенсационные или адаптивные.
К умениям, связанным с интеллектуальными процессами. относятся следующие умения:
– в ходе анализа теоретического и практического материала на занятиях учиться выделять этнопсихологические процессы или явления в обычной жизни, наблюдать, сравнивать и сопоставлять этнопсихологические процессы или явления;
– сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
– обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;
– фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;
– готовить и презентировать развернутые сообщения типа доклада.
К умениям, связанным с организацией учебной деятельности относятся:
– работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
– пользоваться реферативными и справочными материалами;
– контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;
– обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.
Компенсационные или адаптивные умения позволяют:
– пользоваться контекстуальной догадкой, словарями и справочниками различного характера, различного рода подсказками, опорами в тексте (ключевые слова, предваряющая информация и др.);
– использовать при говорении и письме перифраз, синонимичные средства, слова-описания общих понятий, разъяснения, примеры, толкования, «словотворчество»;
– повторить или перефразировать реплику собеседника в подтверждении понимания его высказывания или вопроса;
– обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.);
– использовать мимику, жесты (вообще и в тех случаях, когда языковых средств не хватает для выражения тех или иных коммуникативных намерений);
– переключитъ разговор на другую тему.
Примечания:
– Одной из главных проблем снижения качественного и эффективного изучения учебных материалов является то, что учащиеся не имеют представления об элементарных учебных умениях.
– Развитие правильных учебных умений, то есть умений учиться, приводит к неизменно большим успехам в усвоении учебного материала, повышает интерес и мотивацию к обучению.
– Таким образом, выработка и развитие правильных учебных умений является неотъемлемым компонентом успешного учебного процесса, на что необходимо обратить внимание и студентам, и преподавателям.
В данном учебном пособии раскрываются основные понятия и даются основные определения процессов и явлений входящих в предмет исследования этнической психологии, поэтому при изучении учебного материала в первую очередь необходимо опираться на данное учебно-методическое пособие. В конце каждой главы приводится список основной и дополнительной литературы, рекомендуемой для более глубокого и всесторпоннего изучения материала, развития способности неоднозначно и критически вопрринимать информацию, составлять свое собтственное обоснованное мнение в отношении теоретических и практических принципов этнической психологии.
Структура учебно-методического пособия позволяет студенту свободно ориентироваться в учебном материале, осуществлять его целостно-непрерывное усвоение в соответствии с логикой и последовательностью изложения в рамках пособия и большинства основных учебников, так и частично-выборочное усвоение наусмотрение студента, в соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед ним в ходе самостоятельной работы по усвоению учебного материала.
В конце каждой главы также приводятся вопросы для самоконтроля успешности усвоения учебного материала (блоки самопроверки), с помощью которых студент может оценить степень и качество владения учебным материалом.
- Санкт-Петербургское государственное образовательное учреждение
- Раздел 1. Рабочая учебная программа дисциплины
- 10. Рекомендуемая литература ………………………………………………18
- 1.3. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины
- 1.4. Перечень и объем инновационных методов образования по дисциплине
- 1.5. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов
- 1.6. Объем дисциплины, виды учебной работы, формы текущего и итогового контроля знаний по дисциплине
- 1.7. Учебно-тематический план дисциплины
- 1.8. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий Темы лекционного курса:
- Тема 1. Основные категории, понятия и определения этнической психологии
- Тема 2. История этнической психологии
- Тема 3. Признаки и факторы этнических особенностей
- Тема 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- Тема 5. Межэтническое взаимодействие
- Тема 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- Тема 7. Классификация методов исследования в этнической психологии
- Тема 8. Обсервационные и диагностические методы
- Тема 9. Социологические и экспериментальные методы
- Тема 10. Биографические и праксиметрические методы
- 1.9. Семинарские и практические занятия
- Тема 2. История этнической психологии
- Тема 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- Тема 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- Тема 8. Обсервационные и диагностические методы
- Тема 9. Социологические и экспериментальные методы
- Тема 10. Биографические и праксиметрические методы
- 1.10. Рекомендуемая литература
- 1.11.Глоссарий
- Раздел II. Материалы для самостоятельной работы
- 1. Задания для самостоятельной работы по каждой теме (занятию)
- Тема 1. Основные категории, определения этнической психологии
- Тема 2. История этнической психологии
- Тема 3. Признаки и факторы этнических особенностей
- Тема 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- Тема 5. Межэтническое взаимодействие
- Тема 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- Тема 7. Классификация методов исследования в этнической психологии
- Тема 8. Обсервационные и диагностические методы
- Тема 9. Социологические и экспериментальные методы
- Тема 10. Биографические и праксиметрические методы
- 2. Методические указания по выполнению и оформлению самостоятельной работы
- 3.Дополнительные материалы приложения
- III.1. Информация о порядке контроля качества знаний по дисциплине
- III.1.1. Материалы по текущему контролю успеваемости
- III.1.2. Материалы по рубежному контролю успеваемости
- III.1.3. Материалы по промежуточной аттестации
- Санкт-Петербургский Государственный Институт
- Глава 5. Межэтническое взаимодействие 145
- Раздел II. Методические указания для студентов
- Раздел III. Темы лекционного курса «Этническая психология» Глава 1. Основные категории, понятия и определения этнической психологии
- 1.1. Объект и предмет этнопсихологии, ее место в системе наук.
- 1.2. Этносы: племена, народы, нации. Обособленные этнические группы.
- 1.3. Этногенез, пассионарная теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 1.4. Этническое объединение (фузия, консолидация, ассимиляция, интеграция, миксация) и этническое разделение (парциация, сепарация).
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 2. История этнической психологии
- 2.2. Современное развитие этнопсихологии на Западе и в России.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 3. Признаки и факторы этнических особенностей
- 3.1. Понятие национального характера, феномен этноцентризма.
- 3.2. Основные детерминанты этнического поведения (диспозиции, стереотипы, экспектации). Этническое сходство и этнические различия, как признаки этнического развития.
- 3.3. Особенности миграции в России. Мотивация миграционного поведения. Эмиграция как проблема развития России.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- 4.1. Этническая идентичность, этнически обусловленные черты характера.
- 4.2.Этнические особенности развития личности в гомогенной и гетерогенной социокультурной среде. Особенности развития детей-билингвов.
- 4.3Утрата этнической идентичности в условиях глобализма.
- 4.4.Элементы структуры социальной психологии этнической группы (ценности, обычаи и традиции, социальная активность, сплоченность, обособленность, толерантность и т.Д.).
- 4.5.Понятие диаспоры. Социальное, культурное, экономическое, демографическое и психологическое описание этнических социальных групп.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 5. Межэтническое взаимодействие
- 5.1.Уровни межэтнического взаимодействия – глобальный (мировой, государственный, конфессиональный), локальный (национальный, территориальный) и межличностный.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- 6.1.Природа, детерминанты, модальность и типология межэтнических конфликтов.
- 6.2.Способы разрешения межэтнических конфликтов. Специфика этнического терроризма.
- 6.3. Территориальные, культурные, экономические и политические притязания в межэтническом взаимодействии.
- 6.4.Экспансия как форма этнического развития.
- 6.5.Примеры экспансии в истории человечества и в наши дни.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 7. Классификация методов исследования в этнопсихологии
- 7.1. Общие проблемы практической этнопсихологии
- 7.2. Методологические принципы практического исследования в этнической психологии
- 7.3. Классификация методов исследования в этнической психологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 8. Обсервационные и диагностические методы
- 8.1. Метод наблюдения в этнопсихологии
- 8.2. Метод тестирования в этнопсихологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 9. Социологические и экспериментальные методы
- 9.1. Опросные методы в этнической психологии
- 9.2. Констатирующий и формирующий эксперименты в этнической психологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 10. Биографические и праксиметрические методы
- 10.1. Анализ документов, экспертных заключений и других биографических данных в этнической психологии
- 10.2. Анализ материальной составляющей культуры и искусства в этнической психологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Раздел IV. Глоссарий
- Раздел 5. База контрольно-измерительных материалов (ким)