logo
Анализ соотношения личностных и индивидуальных свойств представителей технического и гуманитарного профиля

Введение

Развитие личности и формирование мировоззрения - очень сложный и противоречивый процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Проблема ценностных ориентаций, как одного из важных стимулов развития и направляющей характеристики в мировоззрении личности, все больше привлекает к себе внимание ученых. Ценностные ориентации являются сложным психологическим феноменом, характеризующим вектор мировоззренческой направленность личности. Являясь нераздельной частью системы отношений личности, ценностные ориентации определяют поступки и поведение человека. Формирование системы ценностных ориентаций личности претерпевает ряд изменений в течение жизни человека.

Б.Г. Ананьев предсказывал невозможность планирования и проектирования оптимальных режимов воспитания для всякой общественной формации без учета особенностей как возрастно-половых характеристик личности, так и характеристик высшей структуры личности, ее мировоззрения, направленности, ценностных ориентаций и целей. Эти характеристики во многом определяют развитие самой личности и процесс принятия ею решений, касающихся практической деятельности и деятельности других людей.

Исходя из положения о взаимопроникновении онтогенеза и жизненного пути человека, Б.Г. Ананьев писал, что «личностные преобразования всегда связаны с возрастно-половыми и индивидуально-типическими изменениями» [15, c.138]. Формы этих взаимосвязей проявляются сложным образом в динамике и структуре потребностей, установок, интересов, в общей мотивации поведения и ценностных ориентациях личности, которые и составляют ее мировоззрение.

Вопрос соотношения личностных и индивидуальных свойств представителей технического и гуманитарного профиля привлекает внимание философов, психологов, социологов, педагогов и является актуальным и значимым для определения духовного развития будущих поколений. Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы.

Цель курсового исследования: анализ соотношения личностных и индивидуальных свойств представителей технического и гуманитарного профиля.

Предмет исследования: роль специфики профиля технического и гуманитарного в изменении индивидуальных и личностных черт.

Объект исследования: студенты первого курса Липецкого государственного педагогического университета.

Гипотеза исследования: наиболее сформированными являются индивидуальные и личностные свойства с компонентами практического, материального, профессионально-карьерного аспекта жизнедеятельности личности у представителей технического профиля.

Задачи исследования:

- провести теоретический анализ психологической литературы по указанной проблеме;

- выявить и проанализировать влияние типа ценностных ориентаций на своеобразие мировоззренческой установки студентов;

- построить «профиль личности» и отметить его своеобразие у студентов технического и гуманитарного профиля.

Направленность работы определила выбор методов исследования: анализ теоретических концепций и методических рекомендаций; тестирование; психодиагностика; математический метод обработки данных.

В ходе исследования была применена методика «Ценностные ориентации», разработанная М.Рокичем и 16-ти факторный тест Кэттела.