Введение
Актуальность исследования: Проблема Интернет-аддикции является одной из самых важных проблем в психологии. Данную тематику изучало много авторов, а именно: доктор Кимберли Янг, Жичкина А.Е., Шевченко И.А., Орзак М., Лоскутова В.А., Нестеров В., Войскунский А.Е., Бурова В.А. и др. Каждый автор преподнес в данную тему свои теоретические и практические наблюдения.
Кимберли Янг описывает симптомы, возможные причины Интернет-аддикции. Также создает тестовый материал на Интернет-аддикцию. Кимберли Янг также утверждала, что Интернет-аддикция может сочетаться с психопатологией.
Доктор Орзак М. изучает как психологические, так и физические симптомы Интернет - зависимости. Данная классификация представлена в работе.
Доктор Айвен Голдберг вводит понятие Интернет-аддикция в 1996 году. Также данный автор выделяют свою классификацию симптомов Интернет-аддикции.
В работах Буровой В.А. можно ознакомиться с широким спектром причин Интернет - зависимости.
Данную тему изучает много авторов, так как тема является новой и очень значимой. Интернет является универсальным средством коммуникации, который в свою очередь включает в себя различные возможности:
пересылка текстовых файлов и самого текста;
пересылка звуковых, графических, мультимедийных файлов.
Это можно сделать в различных формах, а именно: через электронную почту, различные форумы, гостевые книги, сайты, mail agent, ICQ и т.п.
Формирование компьютерной зависимости часто связано с особенностями воспитания и отношения в семье.
Страдающие компьютерной зависимостью часто испытывают чувство одиночества, недостаток внимания и взаимопонимания со стороны окружающих, близких людей. Также проявляется депрессивный компонент.
Новизна исследования: Новизной исследования является то, что в данной работе изучаются аффективные свойства личности, такие как депрессивность, тревожность, агрессивность, в старшем подростковом возрасте у Интернет-аддиктов. Тема Интернет является одной из новых тем в психологии. Многие факторы еще не были изучены учеными и авторами в этой области.
Практическая значимость: Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что данная тема аффективные свойства личности у Интернет-аддиктов может применяться специалистами в психокоррекционной работе.
Теоретико-методологическая основа работы: Тему Интернет-аддикция изучало много авторов, а именно: доктор Кимберли Янг, Жичкина А.Е., Шевченко И.А., Орзак М., Лоскутова В.А., Нестеров В., Войскунский А.Е., Бурова В.А. и др. Именно эти авторы использовались в данной работе. Для изучения аффективных свойств использовались следующие авторы: Прихожан А.М., Изард К., Ковпак Д.В., Семенюк Л.М. Изучение подросткового возраста - Славкина М.А., Кле М., Абрамова Г.С. И др.
Цель исследования: Охарактеризовать особенности аффективной сферы в старшем подростковом возрасте у Интернет-аддиктов.
Задачи исследования:
1. Выявить и описать аффективные свойства личности в старшем подростковом возрасте у Интернет-аддиктов;
2. Выявить различия в исследуемых группах в уровне представления таких параметров, как тревожность, агрессивность, депрессивность;
3. Выявить различия в исследуемых группах в уровне представления механизмов психологических защит;
интернет аддикт подростковый возраст
4. Описать структуру корреляционных взаимосвязей в исследуемых группах.
Объект исследования: Подростки 16 - 18 лет.
Предмет исследования: Аффективные свойства личности у Интернет-аддиктов.
Гипотеза исследования: У подростков с Интернет-аддикцией преобладают такие аффективные свойства личности, как тревожность, агрессивность и депрессивность.
Методы исследования:
1. Сравнительный метод;
2. Психодиагностические методы (тестирование);
3. Методы математико-статистической обработки данных;
4. Методы структурной интерпретации
5. Методы корреляционного анализа.
База исследования: Исследование проводилось в четырех группах творческих секций "Компьютер от А до Я" (пользователь ПК), "Основы программирования" во Дворце Детского и Юношеского Творчества (ДДЮТ) Фрунзенского района города Санкт - Петербург.
- Введение
- Глава 1: "Теоретическое исследование аффективных свойств личности интернет-аддиктов в старшем подростковом возрасте"
- 1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста
- 1.2 Аффективные свойства личности подростка
- 1.2.1 Понятие тревожности в психологии
- 1.2.1.1 Маскировки и механизмы психологических защит
- 1.2.1.2 Виды тревожности
- 1.2.1.3 Причины тревожности
- 1.2.2 Понятие агрессивности в психологии
- 1.2.2.1 Типология агрессивного поведения у подростков
- 1.2.3 Понятие депрессивности в психологии
- 1.2.3.1 Типичные признаки депрессивности
- 1.2.3.2 Психоаналитическая теория депрессии
- 1.2.3.3 Причины депрессивности
- 1.3 Понятие Интернет-аддикции и ее влияние на психику
- 1.3.1 Краткая характеристика понятия общения
- 1.3.2 Виртуальное общение
- 3. Методы математико-статистической обработки данных;