logo
Проявление взаимосвязей между состоянием здоровья и факторами образа жизни студенческой молодежи

1.1 Понятие здоровья и его критерии

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.

Принято считать, что здоровье человека определяется, по крайней мере, четырьмя факторами: 1) генетической конституцией человека, 2) состоянием окружающей его природной и социальной среды (в том числе и уровнем материального благополучия общества), 3) образом жизни (и в том числе уровнем культуры и образованности человека), 4) уровнем развития медицинской науки и практики (Орехова Т.Ф., 2005).

Покровская Т.Ю. и Козлова А.В. подчеркивают, что здоровье - это способность человека в рамках учебного процесса, успешно адаптироваться к социальной жизни и не испытывать депривацию со стороны социальной среды, является продуктом гармонии между биологической природой (организма) и социальной сущностью (личности) человека, связанной как с определяемым объективными показателями его социальным статусом, так и с конструированием человеком окружающей социальной реальности и своего места в ней. Человек получает здоровье и иные физико-генетические данные от природы, но от общества зависит, сохранится ли этот дар и какие социальные последствия он повлечет. Особый интерес при этом представляет отношение молодых людей к своему здоровью, ибо характер этого отношения непосредственно влияет на само здоровье (Покровская Т.Ю., Козлова А.В., 2011).

Учеба в вузе имеет специфические особенности, а именно, большую половину учебного дня студента занимает теоретическая подготовка, что предполагает неподвижный, сидячий образ жизнедеятельности, связанный с большими психо-эмоциональными и нервными перегрузками в гораздо большей степени, чем у большинства молодых людей не занятых учебой в вузах, что непосредственно отражается на здоровье последних. За прошедшее десятилетие в учебных заведениях сократились учебные часы, отводимые для занятий по физической культуре на старших курсах, к тому же отсутствие военных кафедр в большинстве вузов стало дополнительным фактором, способствующем развитию гиподинамии (Покровская Т.Ю., Козлова А.В., 2011).

Успех освоения практических дисциплин зависит от уровня двигательной подготовленности студентов. Между двигательной активностью и здоровьем существует прямая зависимость. Любой вид физической нагрузки включает к мощной работе все системы человеческого организма, в первую очередь, дыхательную и сердечно-сосудистую (Апанасенко Г.Л., 2010). Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Здоровый образ жизни более чем на 50% определяет состояние здоровья человека (Назарова Е.Н., 2007).

Формирование здорового образа жизни через изменение стиля и уклада жизнедеятельности является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения, его оздоровлении с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками (Туманян Г.С., 2008).

В настоящее время принято выделять несколько компонентов здоровья: физическое (соматическое) здоровье - текущее состояние составляющих структурных элементов целостного организма, психическое здоровье - это состояние психической сферы человека, сексуальное здоровье - это комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека, профессиональное здоровье - это обобщённая характеристика здоровья индивида, рассматриваемая в конкретных условиях его профессиональной деятельности, а также процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и социального благополучия, социальное здоровье (Давиденко Д.Н., Щедрин Ю.Н., Щеголев В.А., 2005).

При рассмотрении здоровья наиболее широкое распространение получил функциональный подход. Его особенность заключается в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции, в частности, выполнять общественно полезную трудовую, производственную деятельность. Их утрата является наиболее распространенным и наиболее значимым для человека, семьи, общества социальным последствием болезней человека.

В связи с функциональным подходом к здоровью возникло понятие «практически здоровый человек», поскольку возможны патологические изменения, которые существенно не сказываются на самочувствии и работоспособности человека. Однако при этом чаще всего не учитывается, какую цену организм платит за сохранение работоспособности. В ряде случаев цена может быть настолько высокой, что грозит серьезными последствиями здоровью и работоспособности в будущем, поскольку изменения в организме до определенного уровня могут не сказываться на субъективных ощущениях и даже не отражаться на функции того или иного органа и системы. Поэтому качественные и количественные характеристики, как здоровья, так и болезни имеют довольно широкий диапазон толкования. В пределах его различия в степени выраженности здоровья определяются по многим критериям-признакам: уровню жизнеустойчивости организма, широте его адаптационных возможностей, биологической активности органов и систем, их способности к регенерации и др. (Григорьева И.В., 2002).

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. В соответствующем томе 2-го издания БМЭ оно определяется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения.

Подход к понятию здоровья у студентов предполагает выявление особенностей поведения молодых людей в отношении здоровья и имеют свою определенную специфику (Юречко О.В., 2009).

Студенческий молодежный возраст представляет собой критический период биологической и психологической перестройки организма, социальной адаптации, период основных проб и осваивания новых типов поведения, новых социальных ролей, приобретения социального опыта. Для молодых людей характерно стремление к независимости, к поиску социальной идентификации, формирование системы жизненных ценностей в соответствии со структурой личности. Этот возрастной период является очень сложным и важным этапом развития человека (Федоров А.И., Башмак А.Ф., Алешин И.Н., 2011).

Большое влияние на становление личности студентов оказывает социальное окружение, вузовская среда, сокурсники, преподаватели, друзья. Условно выделяют два основных методологических подхода к изучению здоровья студентов и отношения студентов к своему здоровью (Ушакова Я. В., 2007).

1. Первый подход предполагает отбор и анализ различных факторов, значимых для здоровья человека с точки зрения здравого смысла. К этим факторам относят как положительно влияющие на здоровье причины (рациональное питание, соблюдение санитарно-гигиенических правил, занятия физическими упражнениями), так и отрицательно влияющие на здоровье причины (курение, употребление алкоголя, низкий уровень физической активности). На основе использования этого подхода во всем мире проведено большое количество исследований, однако их результаты не позволили осуществить коренные преобразования в сфере оздоровления учащейся молодежи (Егорычев А.О., 2003).

Второй подход предусматривает исследование факторов, значимых для здоровья с точки зрения самих молодых людей. К ним относят такие характеристики, как медицинская информированность, система жизненных ценностей, общие сведения об особенностях адаптации к социальному окружению и другие.

Следует отметить, что для молодого человека очень большое значение имеет поддержка со стороны родителей, близких и друзей. Отсутствие социальной поддержки у молодых людей, как правило, приводит к возникновению различного рода проблем (приобщение к курению, употреблению алкогольных напитков и наркотиков, повышенная тревожность и агрессивность) (Журавлева И.В., 2002).

Изучение отношения учащейся молодежи к своему здоровью и поведения в сфере здоровья может осуществляться с использованием обоих подходов. Однако в настоящее время особую актуальность приобретает второй подход, который ориентирован на изучение поведенческих факторов, значимых для здоровья с точки зрения самих молодых людей (Федоров А.И., Башмак А.Ф., Алешин И.Н., 2011). По мнению Ильинича В.И., у студентов положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование отражает мотивационно-ценностный компонент. Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности. Можно выделить следующие мотивы:

* физического совершенствования, связанный со стремлением ускорить темпы собственного, развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения;

* дружеской солидарности, продиктованный желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;

* долженствования, связанный с необходимостью посещать занятия по физической культуре, выполнять требования учебной программы;

* соперничества, характеризующий стремление выделиться, самоутвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего;

* подражания, связанный со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной деятельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий;

* спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;

* процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе занятий;

* игровой, выступающий средством развлечения, нервной разрядки, отдыха;

* комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях, и др.

В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спортом важны и интересы. Они отражают избирательное отношение человека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной привлекательностью. Когда уровень осознания интереса невысок, преобладает эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная значимость. В интересе отражаются потребности человека и средства их удовлетворения. Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес -- познакомиться с ним (Ильинич В.И., 2000).

На формирование здоровья студенческой молодежи в процессе обучения влияет множество факторов, которые условно можно разделить на две группы. Первая группа - это объективные факторы, непосредственно связанные с учебным процессом (продолжительность учебного дня, учебная нагрузка, обусловленная расписанием, перерывы между занятиями, состояние учебных аудиторий и т.д.). Вторая группа факторов - субъективные, личностные характеристики (режим питания, двигательная активность, организация досуга, наличие или отсутствие вредных привычек и т.д.) (Ушакова Я.В., 2007).

Итак, как уже отмечалось, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека. Более подробному рассмотрению значения образа жизни для здоровья посвящена следующая часть данной работы.