Оценка качества жизни у студенческой молодежи
Качество жизни становится главной целью социально-экономической политики страны, критерием успешности деятельности всех cфep и уровней управления, а его последовательное улучшение провозглашается общенациональной идеей, способной существенно изменить весь ход развития России в XXI веке [2].
Именно молодежь оказывается наиболее чувствительной к происходящим социальным переменам. Этот период жизни человека характеризуется активным становлением личности, возникновением и развитием значимых психологических новообразований, задействованных во всех проявлениях когнитивного и эмоционального отношения к миру, - в оценке реальной действительности и окружающих людей, в прогнозировании своей социальной активности, в планировании будущего и самореализации, в формировании собственных представлений о мире и о себе самом. Так же в этом возрастном периоде происходит выявление компонентов, влияющих на понимание и оценку уровня качества жизни [1].
Изучением проблемы качества жизни начали заниматься совсем недавно: в зарубежной психологии в середине 60х годов XX в, в отечественной с начала 70х годов XX в. Качество жизни является интегральной характеристикой жизни людей, которое раскрывает по отношению к обществу в целом критерии его жизнедеятельности, условия жизнеобеспечения, а также условия жизнеспособности общества, как целостного социального организма. Многие авторы, следуя операциональному подходу к изучению качества жизни, рассматривали его как совокупность жизненных ценностей, характеризующих созидательную деятельность, удовлетворение потребностей и развитие человека, удовлетворенность людей жизнью, социальными отношениями и окружающей средой [3].
Таким образом, актуальность исследования обусловлена социальной значимостью изучения психологических особенностей качества жизни, недостаточной разработанностью методологических оснований измерения качества жизни на уровне личности, социальных групп и общества.
Целью нашего исследования было выявление социально-психологических особенностей качества жизни у студенческой молодежи
В связи с реализацией поставленных задач нами были получены предварительные результаты по оценке качества жизни у студенческой молодежи в возрасте от 19 до 23 лет.
Предварительный анализ результатов исследования, по методике Н.Е. Водопьяновой «Шкала оценки качества жизни» выявил уровни качества жизни наиболее ценные для сегодняшней молодежи.
Самым ценным показателем качества жизни для студенческой молодежи является «Общение с близкими», его выбрало 73% опрошенных. Значимыми показателями являются: «Работа» - 63%, «Негативные эмоции» - 61%, «Самоконтроль» - 60%; менее значимыми: «Личные достижения» - 58%, «Напряженность» - 55%, «Здоровье» - 54%, «Поддержка» - 51%, «Оптимистичность» - 47 % опрошенных студентов.
Исходя из результатов, можно сделать вывод: не смотря на то, что основными важными критериями являются карьера, тем не менее, молодежь на первое место ставит семью (общение с близкими), именно семья может являться защитной стеной перед жестоким современным миром. Ведь при достижении целей люди сталкиваются с огромным количеством трудностей и непонимания, из-за чего угасает вера в «светлое доброе будущее», о чем свидетельствует низкий показатель оптимистичности.
При исследовании представлений о качестве жизни были выделены следующие категории: социально-личностное благополучие, социально-экономическое качество жизни, качество семьи, качество здоровья, социально-психологическое благополучие, качество общества, качество эпохи, качество самореализации, качество свободы и жизненных ограничений, качество досуга, качество жизненных ценностей и предпочтений, качество потребностной сферы, качество жизненных перспектив и их реализации.
Относительно этих характеристик большинство (66%) студентов в возрасте от 19 до 23 лет оценивают свой уровень качества жизни, как средний, 15% считают, что их уровень качества жизни высокий и 16% – низкий.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в различных сферах жизни человека: политической, педагогической, социальной, культурной и т.д. На основе полученных данных можно разработать социальные программы, направленные на улучшение качества жизни молодежи и общества в целом; коррекционные мероприятия по изменению взглядов на составляющие качества жизни: труд, образование, семья, здоровье и т.д. Подобные мероприятия не могут обойтись без психолого–педагогической поддержки.
Литература
Баранова А. В., Хащенко В. А. Восприятие и оценка качества жизни молодежью в современном российском обществе // Экономическая психология: современные проблемы и перспектива развития / Материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Издательство СПГУ экономики и финансов, 2002.
Гордеев ВЯ., Александрович Ю.С. Качество жизни. - СПб., 2001.
Субетто А. И. Качество жизни: грани проблемы. - СПб., 2004.
Н.Г. Ковыршина, студентка II курса отделения второго высшего образования
Научный руководитель – кандидат психологических наук,
старший преподаватель Е.С. Ребрилова
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности