logo
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля

На сегодняшний день вопрос о роли межполушарной асимметрии в формировании определенных индивидуальных свойств личности широко исследуется специалистами различных областей науки. Но тем не менее, при изучении данной проблемы возникают вопросы, которые пока не получили достаточного объяснения. Одним из таких вопросов является изучение влияния индивидуального латерального профиля на предпочтение определенного стиля учения младшим школьником.

Под индивидуальным латеральным профилем (профиль латеральной организации) понимается индивидуальное сочетание функциональной асимметрии полушарий, моторной и сенсорной асимметрии. В настоящее время известны классификации профилей индивидуальной латерализации, разработанные H.H. Брагиной, Т.А. Доброхотовой, Е.Д. Хомской, П. Деннисоном. Все они основаны на различных принципах. Например, профиль латеральной организации по Е.Д. Хомской включает комбинацию ведущих руки, глаза и уха и насчитывает 27 типов. Классификация латеральной организации по П. Деннисону включает комбинацию ведущего полушария, ведущих руки, ноги, глаза и уха и насчитывает 32 типа[5, 3]. Сиротюк А. Л., упрощая схему индивидуального профиля функциональной асимметрии полушарий, условно выделяет три основных типа организации мозга: левополушарный, правополушарный и равнополушарный [4, 153].

К основным типам индивидуального латерального профиля, формирующимся к 7 – 8 –летнему возрасту относятся перекрестный, смешанный, односторонний и гармоничный.

При перекрестном индивидуальном латеральном профиле каждое полушарие организует работу руки, ноги, уха, глаза на противоположной стороне тела. Существует два типа перекрестного профиля — с ведущим правым или левым полушарием. Дети с таким профилем обладают высокой стрессоустойчивостью, отличной успеваемостью. При смешанном индивидуальном латеральном профиле ведущее полушарие организует работу одного или двух органов (ухо, глаз, рука) на своей стороне тела, а другие ведущие органы на противоположной стороне тела. Сочетание может быть любым, но выделяются смешанные профили с доминированием правого или левого полушария. Дети, обладающие таким профилем часто испытывают неуспех в обучении и социальной адаптации. При одностороннем индивидуальном латеральном профиле ведущее полушарие организует работу ведущих органов на своей стороне тела. Это самый дисгармоничный латеральный профиль. При работе ведущего полушария в стрессовой ситуации происходит отключение (блокирование) ведомого полушария и нарушение межполушарного взаимодействия, что значительным образом снижает синхронную работу мозга. Дети с таким профилем не имеют стрессоустойчивости и наиболее подвержены возникновению неврозов, у них самая низкая успеваемость в классе. Гармоничный индивидуальный латеральный профиль встречается редко. При таком профиле ведущее и ведомое полушария одновременно контролируют ведущие руку, глаз, ухо и ногу. Такие дети обладают наивысшей стрессоустойчивостью.

Индивидуальный латеральный профиль может определить ведущий канал восприятия и индивидуальную траекторию развития ребенка и соответственно его успешное или неуспешное обучение в школе. Наиболее успешными в обучении становятся дети с перекрестными латеральными профилями, а самыми неуспешными - с односторонними латеральными профилями (особенно с правосторонними).

На данный момент выделяют три основных этапа организации учебной деятельности с учетом психофизиологических особенностей учащихся [3,223].

На первом этапе успех определяется психологическими аспектами индивидуальности ребенка. Мотивы, побуждающие детей изучать школьные предметы, связаны со становлением их личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, понять их принципы и убеждения, осознать свое положение в мире. Так, для правополушарных школьников характерна ориентация не на знания, а на высокую оценку и похвалу. Левополушарных школьников привлекает сам процесс усвоения знаний и их глубина. На втором этапе (операционная организация учебной деятельности) учитель обеспечивает учащегося заданием, которое учитывало бы его психофизиологические особенности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. На третьем этапе учитель диагностирует организацию урока, контролирует, корректирует свою деятельность и прогнозирует. Перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, чтобы результат предыдущей деятельности обратился в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения учениками следующего задания.

Таким образом, при построении образовательного процесса необходимо учитывать, что индивидуальность и неповторимость нервных связей каждого ребенка влияют на его стиль учения. Эффективность обучения значительно повышается в том случае, если сравнение идет не правополушарных детей с левополушарными, а каждого ученика с самим собою во временной динамике, чтобы ребенок мог понять собственные ошибки и достижения именно той модальности, которая ему свойственна.

Литература

  1. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1988.

  2. Богомаз С. А. Межполушарные закономерности формирования типологических особенностей учащихся: автореф. дис. … доктора психол. наук. - Томск, -1999.

  3. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М., 2003.

  4. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. - М., 2000.

  5. Ханнафорд К. Доминирующий фактор./(Пер. А.Патрушев, Н.Казанцева). – М., 2000.

В.В. Скородумова,студентка II курса

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

доцент Л. Ж. Караванова