Репродуктивная сфера студенческой семьи
Антонов А. И. и Медков В. М. выделяют брак, супружество, как главную жизненную ценность, которая несомненно должна быть умножены детьми. Образование семьи заканчивается с появление ребенка [1, с. 304].
Возможно потребность в детях биологически запрограммирована в человеке, но вряд ли сводится только к ней. На разных этапах развития общества, в разных социальных группах число детей неодинаково.
Потребность в детях многогранна: это желание быть покровителем, учителем, стремление воспроизвести себя в ребенке, обеспечить психологическую гарантию от одиночества в старости, получить экономическую помощь и т. д. Дети удовлетворяют самую фундаментальную, базовую потребность человека – в самовыражении, в желании оставить свой след на земле.
Говако же считает, что дети – скрепляющая основа семейной жизни. Они накладывают на супругов взаимную ответственность, стимулируют развитие чувства долга за жизнь и судьбу другого человека. Среди различных мотивов в решении рождения первенца значительное место занимают психологические факторы: подражание, стремление « выглядеть как все», неудобство перед родственниками и близкими людьми за отсутствие ребенка, страх перед искусственным абортом и перспективой бесплодия и т. д. [4, с. 133]
Желание иметь ребенка и воспитывать его в семье почти не знает исключений. Беляева говорит о том, что реальной нормой для молодой семьи становится рождение только одного ребенка [2, с. 102]. Все чаще студенты не состоящие в браке выступают против сознательной бездетности выступают 63 % опрошенных (57% юношей и 71% девушек); 2% одобряют эту позицию. Почти единодушно и независимо от пола (93%) студенты осуждают отказ родителей от детей и передачу их на воспитание государству [3, с. 54]. По данным опроса К. К. Баздырева, среди студентов МГУ им. М. В. Ломоносова 3% мужчин и 2% женщин ориентированы на бездетный образ жизни, тогда как (57%) студентов вузов планируют иметь в большинстве случаев двоих детей. Значит, практически все молодые супруги намерены иметь детей.
Вопрос, иметь детей или нет, перед молодыми супругами не стоит категорично. Для них куда более важно определиться, когда все-таки заводить первенца. Это связано с тем, что у некоторых приближается защита дипломной работы, у других нет собственного жилья, третьих пугают материальные трудности. Все понимают, что с появление детей жизнь сильно изменится.
А с рождением ребенка начинается новый этап в развитии семьи. Происходит существенная перестройка связей и отношений между супругами. Она не проходит без ломки определенных стереотипов, протекает не безболезненно. У молодых супругов сокращается объем свободного времени, возрастают психологические нагрузки (тревога за здоровье и жизнь ребенка, уменьшение внимания друг к другу, увеличение денежных расходов и т. п.). С появление детей появляются и первые житейские трудности сопряжены с ответственным периодом учебы – написанием и защитой курсовых и дипломных работ, поиском места работы.
Трудности, связанные со вступлением семьи в «детный» период, отягощаются также тем, что многие супружеские пары оказываются неподготовленными к уходу за ребенком. Незнание, неумение, нежелание, отсутствие элементарных навыков приводит к росту числа конфликтных ситуаций и конфликтов.
Чаще всего в студенческих семьях, как и в обычных, конфликты можно разделить на две наиболее часто выявляемые группы:
- конфликты связанные с проблемой ухода за детьми;
- конфликты связанные с ведением домашнего хозяйства.
По мнению В. А. Сысенко у молодой семьи существует высокое самомнение и невежество относительно психического развития ребенка до трех лет и завышенные оценки своих навыков по уходу за младенцем [7, с. 132]. Массовое распространение философии малодетности в нашей стране и возможность регулировать рождаемость приводят к стереотипу отказа от третьего и последующих детей. Современные молодые люди отдают предпочтение одно – двухдетной модели семьи.
На вопрос « Какие ценности являются для вас главными?» студенты 3 курса Ленинградского университета дали следующие ответы (в %) [3, с. 54]:
«Интересная, любимая работа – 89,7%;
Дружба – 85,8%;
Любовь – 82,1%;
Порядочность – 84,9%;
Семья – 66,9%;
Здоровье, физическое совершенство – 66,3%;
Верность идеалам, принципам. Убеждениям – 65,7%;
Материальное благополучие 36,9%;
Дети – 63,5%
Веселая, полная развлечений жизнь – 32, 5%».
Эти данные свидетельствуют о том, что студенты, студентки имеют четкие ценностные ориентации, отличающиеся в целом положительной направленностью. Однако 37,5% респондентов назвали детей второстепенной ценностью. Они не имеют детей, но эти цифры настораживают.
В иерархии жизненных планов молодых супругов дети занимают далеко не первое место. Стремление части молодежи к материальному благополучию естественно. Предстоящая работа и собственная зарплата – долгожданная цель. Важно, чтобы эти планы не заслоняли другие жизненные ценности (детей).
Вряд ли для семейных студентов характерна сознательная бездетность, если иметь в виду планы на будущее. Молодые супруги напротив стремятся как можно скорее создать полноценную семью, решиться на первенца, так как проживают наиболее благоприятный для этого период. Психологи утверждают, что молодая семья крепнет, проходя через трудности, которые неизбежны с появление ребенка.
Помощь молодым родителям может быть разнообразной – единовременное государственное пособие, материальная помощь студенческого профкома, ректората, родителей. Есть вопрос, который не решен: где и с кем оставить детей во время занятий. Эта проблема для молодых родителей является злободневной.
В ее решении есть несколько вариантов. Первый – устроить в детские ясли или сад, второй – поручить своего первенца родителям, третий – самим ухаживать и воспитывать за счет свободного графика посещения занятий или поочередного «дежурства» родителей, родственников, друзе. В тверских вузах наблюдается тенденция роста помощи по уходу за ребенком семейным студентам со стороны третьих лиц. Многим студентам, имеющим семьи, помогают ухаживать за ребенком родители, знакомые, друзья.
С. И. Голод отмечает причины, сдерживающие рождение первенца: временная или постоянная инфертильность, конкуренция личности и прокреационных потребностей, принципиальная неудовлетворенность браком и т. д. [6, с. 108]. По данным Б. И. Говако, на вопрос анкеты «Если Вы откладываете рождение ребенка, то почему?» ответы семейных студентов распределяются следующим образом: 40,5% опрошенных сослались на трудности, связанные с учебой; 21,6% - считают, что прежде нужно определиться с работой, жильем; свыше 10% - испытывают материальные затруднения; остальные указали на неуверенность своем партнере по браку» [5, с. 141]. Итак, главным препятствием в рождении ребенка являются не материальные и экономические (в том числе жилищные) условия существования молодой семьи, а соображения социально-психологического характера.
Таким образом, современные молодые люди отдают предпочтение одно - двухдетной модели семьи. Главной причиной откладывания рождения ребенка являются проблемы материального характера. Трудности, связанные со вступлением семьи в «детный» период, отягощаются тем, что многие супружеские пары оказываются неподготовленными к уходу за ребенком.
Литература
Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. - М., 1996 – 304с.
Беляева Г. Ф., Горшкова И. Д. Брачно-семейные установки молодежи: демографические аспекты// Материалы всероссийской научно-практической конференции «Семья в России: теория и реальность». - Тверь, 1999 - 102 С.
Васильева Э. К., Елисеева И. И. Социально-демографический портрет студента . - М., 1986 – 54 с.
Говако Б. И. Студенческая семья. - М., 1988 - 133 с.
Говако Б. И. Студенческая семья. - М., 1988 – 141 с.
Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. - Ленинград, 1984 – 108 с.
Сысенко В. А. Формирование молодых семей в условиях крупного города // Материалы Всесоюзной научной конференции. - Баку, 1984 – 132 С.
Е.О. Саукова, студентка отделения «Социальная работа»
исторического факультета,
Омский государственный университет
им. Ф.М. Достоевского, Омск
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности