Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
Наш современный мир наполнен высокими технологиями, от которых не удастся полностью оградить каждого ребенка. Телевидение, например, стало приобретать массовый характер, особенно с появлением кабельных каналов. В каждой семье, на сегодняшний день, имеется эта «игрушка», которая является не только развлечением, но и опасностью для детей. Известно, что всё то, что ребенок получает от своих родителей, а именно: сказки, совместные занятия и игры – формируют его, как личность. Оставляя своих детей наедине с телевизором, родители, не имеющие возможности постоянно контролировать каждый канал, который выбирает их ребенок, весьма рискуют. Телевидение, может оказать пагубное влияние на детскую психику, что, в дальнейшем приведет к формированию отрицательных качеств, таких как: девиантное поведение в семье, агрессия, и даже затормаживание психического развития.
Как установили американские ученые, дети, которых в раннем детстве «воспитывал» телевизор, не могут в школе усваивать информацию на слух, страдают недоразвитием речи и эмоций. Английский эксперт по речи доктор Салли Ворд говорит, что за последние 20 лет резко увеличилось количество ребят, умеющих воспринимать только зрительную информацию. Слова проходят мимо них. В школе «телевоспитанники» испытывают большие затруднения со сменой привычного зрительного восприятия на словесное, ведь обучает их не телевизор, а живой учитель. Вдобавок они должны общаться с другими детьми, и это для них трудно.
В последнее время на экранах наших телевизоров показывают множество мультфильмов, как отечественного, так и американского производства, между которыми видна существенная разница. А разница эта начинается с картины мира, с сюжета, который, часто, вовсе не присутствует в современных американских мультфильмах. Отечественные мультфильмы весьма просты, но пропитаны добротой, хорошими поступками, положительными героями, которые всегда побеждают зло, причем, не применяя физической силы. Американские же мультфильмы, напротив, пленят своей яркостью, красочностью, компьютерной графикой, но так же и отрицательными персонажами, в большем количестве. Зло, в американских мультфильмах не перевоспитывается, как в отечественных, а наказывается, с применением физической силы. Среди американских мультипликаций имеются так же и хорошие фильмы для детей, представляющие собой классику Диснея. Это «Русалочка», «Король лев», «Дамбо», «101 далматинец», «Пиноккио», «Золушка». «Белоснежка», «Бэмби», «Питер Пен». Такие мультфильмы полны доброты. Стоит заметить, что поучительные для детей качества, отражаются в фильмах про животных, в которых нет места насилию и грубости.
К сожалению, чаще всего дети лишены возможности смотреть хорошие мультфильмы, так как их просто напросто не показывают, или показывают крайне редко. Естественно, «вредные» мультфильмы оказывают негативное влияние на ребенка, формируют отрицательные качества, закладывают иные модели поведения.
С одной стороны, мультфильмы полезны для детей. События, происходящие там, позволяют их воспитывать: повышают осведомлённость, развивают мышление и воображение. Они формируют у ребенка первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения, его мировоззрение. Через сравнение себя с любимыми героями младший школьник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. С другой стороны, на сегодняшний день, особой популярностью пользуются американские мультфильмы, не имеющие сюжетной линии, к ним относятся детские сериалы, короткометражные фильмы.
Опираясь на мнения Д.В. Андрющенко, Н.Е. Марковой, И.Я. Медведевой, перечислим признаки «вредного мультфильма», от просмотра которого стоит оградить ребёнка.
1. Главные герои мультфильма агрессивны, стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей. Подробности жёстокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни.
2. Девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев мультфильма, которое никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. В итоге, у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения.
3. Демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нельзя. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка травмами.
4. Транслируются формы нестандартного полоролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот.
5. Распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью. «Воспитательный» эффект систематического просмотра подобных мультфильмов выразится в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости и безжалостности маленького телезрителя.
6. Используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. По мнению В.С. Мухиной, для ребенка внешность героев имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков.
Такие мультфильмы оказывают негативное влияние на детскую психику.
Полезные же мультфильмы, наоборот, стараются научить детей доброму, вечному. Современные дети обделены хорошим киноискусством, которое могло бы укрепить их культурные и духовно-нравственные ценности.
Таким образом, к выбору мультфильмов для детей нужно относиться ответственнее, чем к выбору книги. Мультфильмы оказывают большое влияние на детей, формируют их мировоззрение, первичные представления о добре и зле. Нами были рассмотрены мультфильмы отечественного и американского производства, между которыми видна существенная разница в картине мира, фоне, и сюжете. Изучив содержание отечественных и американских мультипликаций, мы пришли к выводу, что отечественные мультфильмы добры, и воспитывают в детях положительные качества. Что же касается мультфильмов американского производства, то они, наоборот, отличаются жестокостью и агрессией, что пагубно может отразиться на психическом здоровье детей. Безусловно, среди американских мультипликаций так же представлены добрые и хорошие фильмы для детей, входящие в классику Диснея.
Е.А. Богатырёва, студентка IV курса
Научный руководитель – кандидат психологических наук,
доцент И.А. Бариляк
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности