logo
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста

Наш современный мир наполнен высокими технологиями, от которых не удастся полностью оградить каждого ребенка. Телевидение, например, стало приобретать массовый характер, особенно с появлением кабельных каналов. В каждой семье, на сегодняшний день, имеется эта «игрушка», которая является не только развлечением, но и опасностью для детей. Известно, что всё то, что ребенок получает от своих родителей, а именно: сказки, совместные занятия и игры – формируют его, как личность. Оставляя своих детей наедине с телевизором, родители, не имеющие возможности постоянно контролировать каждый канал, который выбирает их ребенок, весьма рискуют. Телевидение, может оказать пагубное влияние на детскую психику, что, в дальнейшем приведет к формированию отрицательных качеств, таких как: девиантное поведение в семье, агрессия, и даже затормаживание психического развития.

Как установили американские ученые, дети, которых в раннем детстве «воспитывал» телевизор, не могут в школе усваивать информацию на слух, страдают недоразвитием речи и эмоций. Английский эксперт по речи доктор Салли Ворд говорит, что за последние 20 лет резко увеличилось количество ребят, умеющих воспринимать только зрительную информацию. Слова проходят мимо них. В школе «телевоспитанники» испытывают большие затруднения со сменой привычного зрительного восприятия на словесное, ведь обучает их не телевизор, а живой учитель. Вдобавок они должны общаться с другими детьми, и это для них трудно.

В последнее время на экранах наших телевизоров показывают множество мультфильмов, как отечественного, так и американского производства, между которыми видна существенная разница. А разница эта начинается с картины мира, с сюжета, который, часто, вовсе не присутствует в современных американских мультфильмах. Отечественные мультфильмы весьма просты, но пропитаны добротой, хорошими поступками, положительными героями, которые всегда побеждают зло, причем, не применяя физической силы. Американские же мультфильмы, напротив, пленят своей яркостью, красочностью, компьютерной графикой, но так же и отрицательными персонажами, в большем количестве. Зло, в американских мультфильмах не перевоспитывается, как в отечественных, а наказывается, с применением физической силы. Среди американских мультипликаций имеются так же и хорошие фильмы для детей, представляющие собой классику Диснея. Это «Русалочка», «Король лев», «Дамбо», «101 далматинец», «Пиноккио», «Золушка». «Белоснежка», «Бэмби», «Питер Пен». Такие мультфильмы полны доброты. Стоит заметить, что поучительные для детей качества, отражаются в фильмах про животных, в которых нет места насилию и грубости.

К сожалению, чаще всего дети лишены возможности смотреть хорошие мультфильмы, так как их просто напросто не показывают, или показывают крайне редко. Естественно, «вредные» мультфильмы оказывают негативное влияние на ребенка, формируют отрицательные качества, закладывают иные модели поведения.

С одной стороны, мультфильмы полезны для детей. События, происходящие там, позволяют их воспитывать: повышают осведомлённость, развивают мышление и воображение. Они формируют у ребенка первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения, его мировоззрение. Через сравнение себя с любимыми героями младший школьник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. С другой стороны, на сегодняшний день, особой популярностью пользуются американские мультфильмы, не имеющие сюжетной линии, к ним относятся детские сериалы, короткометражные фильмы.

Опираясь на мнения Д.В. Андрющенко, Н.Е. Марковой, И.Я. Медведевой, перечислим признаки «вредного мультфильма», от просмотра которого стоит оградить ребёнка.

1. Главные герои мультфильма агрессивны, стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей. Подробности жёстокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни.

2. Девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев мультфильма, которое никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. В итоге, у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения.

3. Демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нельзя. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка травмами.

4. Транслируются формы нестандартного полоролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот.

5. Распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью. «Воспитательный» эффект систематического просмотра подобных мультфильмов выразится в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости и безжалостности маленького телезрителя.

6. Используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. По мнению В.С. Мухиной, для ребенка внешность героев имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков.

Такие мультфильмы оказывают негативное влияние на детскую психику.

Полезные же мультфильмы, наоборот, стараются научить детей доброму, вечному. Современные дети обделены хорошим киноискусством, которое могло бы укрепить их культурные и духовно-нравственные ценности.

Таким образом, к выбору мультфильмов для детей нужно относиться ответственнее, чем к выбору книги. Мультфильмы оказывают большое влияние на детей, формируют их мировоззрение, первичные представления о добре и зле. Нами были рассмотрены мультфильмы отечественного и американского производства, между которыми видна существенная разница в картине мира, фоне, и сюжете. Изучив содержание отечественных и американских мультипликаций, мы пришли к выводу, что отечественные мультфильмы добры, и воспитывают в детях положительные качества. Что же касается мультфильмов американского производства, то они, наоборот, отличаются жестокостью и агрессией, что пагубно может отразиться на психическом здоровье детей. Безусловно, среди американских мультипликаций так же представлены добрые и хорошие фильмы для детей, входящие в классику Диснея.

Е.А. Богатырёва, студентка IV курса

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

доцент И.А. Бариляк