logo
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников

Сегодня можно констатировать кризис семьи как ведущего социального института. Так, по статистике в России распадается каждый второй брак, 70% разводов приходится на молодые семьи. Это достаточно негативно влияет на социализацию подрастающего поколения, поскольку каждый третий ребенок рождается вне брака, а каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье. На учете в полиции состоят примерно 276 000 родителей в связи с постановкой вопроса о лишении их родительских прав, а также ежегодно рассматривается около 35 000 заявлений о лишении родительских прав [2;53].

Поэтому актуальным представляется отношение молодежи, например, особенности его формирования к браку и ценностям семейной жизни у старшеклассников, поскольку именно в это время происходит активный процесс социализации растущего человека. В данном контексте вызывает интерес гендерный аспект в изучении ценностного отношения к семье. Для юношей и девушек характерно определенное рассогласование представлений о важнейших семейных ценностях, которое в той или иной степени охватывает все сферы семейного взаимодействия. Гендерные особенности обуславливают различия в формировании семейных ценностей и ролевых установок, отношении к различным сторонам семейной жизни, а также поведение в конфликтных ситуациях у мужчин и женщин в супружеских парах [1;55].

Психологические подходы к формированию семейных духовно-нравственных ценностей рассматриваются в работах Е.П. Арнаутовой, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, В.Д. Шадрикова, Э.Г. Эйдемиллера и др. Педагогический аспект формирования семейных духовно-нравственных ценностей раскрыт в исследованиях Ю.П. Азарова, Е.В. Бондаревской, Т.И. Власовой, Т.А.Куликовой, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, Л.И. Маленковой, А.В. Мудрика, А.С. Спиваковской, С.Л. Соловейчика, В.А. Сухомлинского, А.Г. Харчева, С.Т. Шацкого. В настоящее время гендерные исследования широко проводятся во всём мире, такими учёными как Ф.Л. Джеймс, К. Хорни, К. Уэст, С. Фаррел, Т.С. Баранова, Ю.Е. Алёшина.

Формирование ценностного отношения к семье у старшеклассников является одной из приоритетных социально-педагогических проблем, от решения которой зависит не только их будущее семейное благополучие, но и качество духовного развития общества в целом. Под понятием «ценностное отношение старшеклассников к семье» понимается интегральное образование личности, которое характеризуется следующими признаками: понимание сопричастности семье и роду, выражаемое через почитание родителей, предков; осознание важности нравственных ценностей – любви, дружбы, верности, уважения – как основы семьи; потребность в рождении и воспитании детей как главной обязанности супругов; желание передавать и умножать национальные, культурные традиции семьи; понимание необходимости сохранения иерархичности семьи в качестве фактора, гарантирующего его стабильность; стремление к здоровому образу жизни; эмоциональная отзывчивость на чувства, переживания и заботы членов семьи; умение владеть собой, быть способным любить, жить по нравственным законам, анализировать и принимать важные жизненные решения, реально оценивать внутрисемейные отношения, принимать активное участие в жизни семьи [8;45].

Готовность к семейной жизни, к осознанному отношению и выполнению в будущем роли родителя – важнейший показатель социальной зрелости. Отсутствие этой готовности у человека – источник его личностной и общественной нестабильности. Предупреждать возникновение этой проблемы необходимо еще на ступени раннего юношеского возраста, наиболее сензитивного для формирования духовно-нравственных установок [3;102].

В старшем школьном возрасте происходит переосмысление личностного опыта, человек стремится найти себя, определить границы между собой и окружающим миром. Сложность связана с тем, что существовавшие ранее традиционные образцы мужественности или женственности в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться. Это создает серьезные трудности для подростка, пытающегося интегрировать в личности различные социальные роли, образцы поведения и черты. Подросток, выстраивая собственную картину мира, свой новый образ-Я, не ограничивается пассивным усвоением гендерных норм и ролей, а стремится самостоятельно и активно осмысливать и формировать свою гендерную идентичность [9;68].

Гендерная идентичность и четкое разделение всех людей на мужчин и женщин служит реализации этих функций. Например, мужчины традиционно стремятся избегать любой деятельности, которая характеризуется как женская, предпочитая заниматься тем, что будет подчеркивать их мужественность (в частности, определенными видами спорта) [1;32].

Большинство социальных ролей выполняется главным образом либо мужчинами, либо женщинами, а большинство людей с самого раннего возраста ограничивают свой круг общения представителями своего пола. Когда человек идентифицирует себя в качестве мужчины или женщины и начинает в определенной мере формировать свою самооценку и идентичность на гендерной основе, у него появляется мотивация для взаимодействия главным образом с представителями своего гендера. Неверно понятые идеалы, навязанные обществом стереотипы заставили женщину отстаивать и добиваться для себя чисто мужских ценностей, вызывая этим отклонение в развитии психологического пола, становлении половой идентичности. Неверно усвоенная половая роль мальчиком в детстве является причиной депрессивных состояний, неврозов, социальных психотравм, чувства неполноценности и одиночества, нестабильности семейных отношений в зрелом возрасте [5;74].

В связи с этим нами предпринято изучение особенностей формирования представлений старшеклассников о семье на основе гендерных различий при помощи методики “Ценностные ориентации” М. Рокича. Эта методика основана на прямом ранжировании списка ценностей [6;25]. Исследованием были охвачены 68 старшеклассников общеобразовательных учреждений г. Твери.

Анализ полученных результатов показал, что в целом, семья для старшеклассников остается значимой ценностью. Между тем, по результатам исследования отмечается, что у опрошенных девушек 10-11 классов второе место среди ценностей занимает ценность “хорошие, верные друзья“. На первом месте – “здоровье”. Тогда как ценность “Счастливая семейная жизнь” находится только на шестом месте. Это, как представляется, связано с тем, что старшеклассницы еще не задумываются о семейной жизни.

Интересными нам представляются результаты опроса юношей 10-11 классов, которые в отличие от девушек уделяют здоровью только четвертое место, на первых же двух местах у них доминируют такие ценности как “любовь” и “счастливая семейная жизнь”.

Сегодня мы можем говорить о том, что основные ценности старшеклассников уже несколько десятилетий остаются практически неизменными – это здоровье, материальное благополучие, любовь и счастливая семейная жизнь. Школьники так же хотят получить хорошее образование и найти работу, которая удовлетворяла бы их потребности в реализации и материальном достатке.

Наряду с решением уже известных проблем семьи, связанных с повышением  ее уровня жизни, а также ценности института семьи для государства и общества, укрепление семьи как социального института, профилактика деструктивных тенденций, важно формировать должное позитивное отношение среди различных категорий молодежи к семье и браку. Несомненно, что период образования является важнейшим средством социального развития подрастающего поколения, способом приобщения к социальному опыту, к эмоционально-ценностным отношениям между людьми. Поэтому период учебы должен быть использован для подготовки личности к вступлению в брак [7;189]. Очевидно, что необходима целенаправленная подготовка молодого поколения к вступлению в брак еще задолго до создания семьи. К такому выводу пришли отечественные и зарубежные исследователи современной семьи [2;14].

В связи с этим, определенный вклад в решение этой проблемы может быть осуществлен в практике социальной работы. Так, в Тверском регионе успешно функционирует областной Центр «Семья», деятельность которого направлена на укрепление статуса семьи в обществе, внедрение эффективных форм, методов и технологий социальной работы.

Специалисты Центра проводят в общеобразовательных учреждениях тренинги, семинары и конференции по профилактике разводов, разрабатывают информационные и методические материалы на тему семьи и брака.

Для формирования семейных ценностей у учащихся необходимо выявить требования к содержанию программ по формированию семейных ценностей на каждой ступени образования и во внеурочной деятельности, требования к условиям формирования семейных ценностей и требования к организации процесса воспитания.

Следовательно, для каждого образовательного учреждения необходимо разработать комплексную программу по формированию семейных ценностей, раскрыть механизмы ее реализации, создать необходимые организационно-педагогические условия для ее продвижения (материально-техническая и кадровая база, учебно-методическое обеспечение, нормативно-правовые документы).

Литература

  1. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2007.

  2. Голод С. И., Клецин А. А. Состояние и перспективы развития семьи. – СПб, 2004.

  3. Лежнина Ю.П. Семья в ценностных ориентациях. – Спб, 2009. № 12.

  4. Наперов В.А. Семейные ценности: от традиций к будущему. – М., 2010. – 386 с.

  5. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология. М., 2007.

  6. Психологические тесты. / Под ред. А.А. Карелина. – М., 2000.

  7. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М: Академия, 2004.

  8. Урбанович Л. Воспитание школьников. – М: «Владос», 2008.

  9. Холостова Е.И. Социальная работа. – М., 2007. – 668 с.

  10. Шибутани Т. Социальная психология. – М, 2004. – 442 с.

А.А. Лисичкин, студент отделения «Социальная работа»

исторического факультета,

Омский государственный университет

им. Ф.М. Достоевского, Омск