logo
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»

В настоящее время выявление особенностей социальной компетентности и ее формирование у подростков приобретает все большее значение в связи с усложнением и расширением социального опыта, возникновением все новых и весьма разнообразных  форм предъявления и переработки информации, с все возрастающим уровнем тех запросов, которые предъявляет подростку общество.

Существуют проблемы социализации в формировании личности, низкий уровень социальной компетентности подростков группы «риска», что в свою очередь обостряет необходимость решения этих проблем с целью формирования социальных навыков, обеспечивающих способность к социально - адекватному поведению [3,4].

По мнению ряда исследователей, рискованное поведение в подростковом возрасте проявляется в форме ситуационно обусловленных реакций, таких как: демонстрация, агрессия, вызов, уходы из дома, бродяжничество, суицид, уклонение от учебной и трудовой деятельности (Б.Н.Алмазов, С.А.Беличева, А.И.Захаров, В.Л.Леви и др.). Следовательно, от того насколько вовремя выявляются проблемы и насколько адекватна помощь, предлагаемая подростку, зависит его социальное благополучие в будущем. Поэтому подростков группы «риска» можно отнести к категории детей, которым не была оказана квалифицированная помощь в тот момент, когда они в ней особенно нуждались.

Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей, взглядов и социальных навыков, то есть формирование социальной компетентности. Семья представляет собой первый институт социализации, действие которого ребенок испытывает на себе [8,5].

Работа с детьми группы «риска» приобрела особую остроту, так как происходит увеличение числа общественно опасных действий, совершаемых несовершеннолетними. Появляется необходимость готовить подрастающее поколение к жизни в условиях меняющегося общества, формировать личность, способную адаптироваться к социально-экономическим переменам, устойчивую к воздействию негативных факторов внешней среды [6,17].

В социально-педагогической литературе подчеркивается, что достижение успеха в жизни во многом связано с наличием и уровнем развития социальной компетентности у подростков, их умений взаимодействовать с окружающими людьми, гармонизировать свои отношения с обществом, принимать адекватные сложившейся ситуации решения.[1,32]

Социальная компетентность - это способность человека эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать ее требованиям и изменениям. Это способность сохранять хороший уровень умственной деятельности и быть адекватным при взаимодействии с другими людьми в различных ситуациях. Социальная компетентность играет важную роль в охране здоровья в самом широком смысле слова - это основа физического, умственного, социального благополучия. Появляется необходимость исследования особенностей социальной компетентности у подростков группы «риска» и формирования следующих социальных навыков: навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности; навыки позитивного общения; навыки самооценки и понимания других; навыки управления собственными эмоциями и эмоциональным состоянием; навыки продуктивного взаимодействия; навык самостоятельного принятия решений; навык решения проблемных ситуаций [3,7].

Рассматривая социальную компетентность как личностное формирование, исследователь М. И. Лукьянова трактует данный феномен как сознательное выражение личности, проявляющееся в ее убеждениях, взглядах, отношениях, мотивах, установках на определенное поведение, в сформированности личностных качеств, способствующих конструктивному взаимодействию. Поэтому ориентирами для формирования социальной компетентности, по мнению автора М. И. Лукьяновой, должны стать такие как:

В ходе диагностических мероприятий по исследованию особенностей социальной компетентности у подростков группы «риска» нами были выявлены ценностные представления подростков, социально-психологические особенности, проблемы, связанные с недостаточным пониманием социальной компетентности. Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска» отличны от особенностей у просоциальных детей. Понятие социальной компетентности чаще всего определяется как способность, состоятельность, правомочность, предназначенность для выполнения конкретных функций или решения задач, или как способность и готовность человека к действиям, обладание личностью в необходимом объеме специальными знаниями, умение ими пользоваться в типичных и нестандартных ситуациях, освоенность видов и способов деятельности, которые обеспечивают успешность решения поставленных задач. В связи с тем, что у подростков с рискованным поведением отмечается недостаток сформированности понятия о социальных навыках, им требуется повышенное внимание специалистов, коррекция поведения, с целью обретения социальной компетентности.

Литература

1. Аксенова Л.И.: Социальная педагогика в специальном образовании. - М, 2001.

2. Басова В. М.: Формирование социальной компетентности сельских

школьников: Автореф. дис... д-ра пед. наук. — Кострома, 2005.

3. Беседина И.: Формирование социальной компетентности. //

http://www.pmuc.ru/joumal/number 9/besedina.shtml. - S.

4. Битянова М.Р. Социальная психология: Учебное пособие. – СПб., 2008.

5. Казанская ВТ.: Подросток: трудности взросления. - СПб., 2006.

6. Корнилова Т.В., Григоренко Е. Л., Смирнова С. Д.: Подростки групп риска. - М., 2005.

7. Лукьянова, М.И. Моя профессия – детский психолог: Практическое пособие для специалистов образовательных учреждений /М.И.Лукьянова. – М.: Аркти, 2007.

8. Олифиренко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы «риска». Учебное пособие – М.: Академия, 2002.

9. Орлова Ю.Р. Особенности расследования и предупреждения преступлений несовершеннолетних. - М., 2006.

10. Рысь Ю.И. Психология и педагогика. - М., 2002.

О.В. Чернышова, аспирант,

19.00.03 - психология труда, инженерная психологи и эргономика,

Тверской институт экологии и права

Научный руководитель – доктор психологических наук,

профессор С.Н. Федотов