Личностные особенности при интернет-зависимости
Последние два десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета, как в профессиональной, так и обыденной жизни десятков миллионов людей. Через Интернет делаются покупки, происходит общение, Интернет является источником информации обо всех аспектах жизни, в Интернете реализуются сексуальные и игровые пристрастия и многое другое. Все это привело к тому, что для общества стала актуальной проблема патологического использования Интернета, обозначенная за рубежом еще в конце 80-х гг.. В середине 90-х гг.. прошлого века для обозначения этого явления Айвен Гольдберг [1] предложил термин «Интернет-аддикция» (современные синонимы: нетаголизм, виртуальная аддикция, Интернет-поведенческая зависимость, избыточное/патологическое использование Интернета и др.), а также набор диагностических критериев для определения зависимости от Интернета, построенный на основе признаков патологического пристрастия к азартным играм (гемблинга). Согласно западным источникам, распространенность этого расстройства составляет от 1 до 5% населения; в России также отмечается неуклонный рост «нетаголиков». По данным корейских исследователей, среди старших школьников возможная Интернет-аддикция регистрируется у 38%. Как показывают данные мониторинга аудитории пользователей Интернета в России с 1992 по 2004 гг. удельный вес подростков увеличился с 2% до 25%, т.е. подростки становятся все более активными пользователями сети, в связи с чем и увеличиваются случаи Интернет-аддикции среди молодежи. По данным Росстата число пользователей Интернета в России в 2011 году выросло до 70 миллионов человек.
Известно, что Интернет-зависмость неоднородна по своей типологии и, по мнению К. Янг [4], включает пять типов зависимости: обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности); компульсивная навигация по WWW, поиск в удаленных базах данных; патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам; зависимость от социальных применений Интернета, т.е. от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными, а также зависимость от «киберсекса», т.е. от порнографических сайтов в Интернете, обсуждения сексуальной тематики в чатах или закрытых группах «для взрослых».
М. Гриффитс [2] выдвинул гипотезу, что Интернет-аддикция может формироваться на базе различных форм использования Интернета: возможного средства коммуникации при отсутствии контакта лицом к лицу, интереса к непосредственному содержанию сайта (например, порносайты), онлайновой социальной активности (например, общение в чатах или игры с участием нескольких человек). Полемизируя с К. Янг, М. Гриффитс утверждает, что многие интенсивные пользователи Интернета не являются собственно Интернет-аддиктами, а используют сеть для реализации других аддикций. В отличие от М. Гриффитса, Д. Кандел [8] определил Интернет-аддикцию как патологическую зависимость от Интернета вне связи с формой активности в сети. Расширяя дефиниции Интернет-аддикции К. Янг, Р. Дэвис [6] предложил когнитивно-поведенческую модель патологического использования Интернета. Он выделил две формы Интернет-аддикции, которые обозначил как специфическое патологическое использование Интернета и генерализованное патологическое использование Интернета. Первая форма представляет собой зависимость от какой-либо специфической функции Интернета (онлайновые сексуальные службы, онлайновые аукционы, онлайновая продажа акций, онлайновый гемблинг). Тематика аддикции сохраняется, а также может быть реализована и вне Интернета. Вторая форма представляет собой неспециализированное, многоцелевое избыточное пользование Интернетом и включает проведение большого количества времени в сети без ясной цели, общение в чатах, зависимость от электронной почты, т.е. в значительной степени связана с социальными аспектами Интернета. На наш взгляд, феномен Интернет-аддикции представляет собой сборную групп разных поведенческих зависимостей (работогольную, общения, сексуальную, любовную, игровую и т.д.), где компьютер является лишь средством их реализации, а не объектом.
Результаты исследований показывают, что среди Интернет-зависимых отмечается более высокий уровень аффективных с преобладанием депрессии и обсессивно-компульсивных расстройств, а также маскированной депрессии в рамках малопрогредиентной шизофрении. Корейские исследователи обнаружили у старших школьников с Интернет-аддикцией более частую депрессию с повышенным риском суицида. Изучая личностные особенности с помощью опросника Г. Айзенка у Интернет-зависимых, Бен-Артзи [7] обнаружил, что интроверты и экстраверты используют разные ресурсы Интернета, при этом у мужчин экстраверсия положительно коррелирует с использованием Интернета «для развлечения», а нейротизм отрицательно связан с использованием информационных сайтов. У женщин экстраверсия негативно коррелировала, а нейротизм – положительно с использованием информационных ресурсов Интернета. Позже тот же автор установил, что для Интернет-аддиктов, преимущественно женского пола, характерно ощущение одиночества, которое они стараются снизить, проводя время за общением в чатах.
Американский исследователь Кеплен [5] выделяет следующие особенности личности Интернет-зависимых лиц: депрессия, одиночество, скромность и самолюбие. Обобщив результаты разных исследований, Н.В. Чудова [3] приводит следующий список черт Интернет-аддикта: сложности в принятии своего физического «Я» (своего тела); сложности в непосредственном общении (замкнутость); склонность к интеллектуализации; чувство одиночества и недостатка взаимопонимания (возможно, связанное со сложностями в общении с противоположным полом); низкая агрессивность; эмоциональная напряженность и некоторая склонность к негативизму; наличие хотя бы одной фрустрированной потребности; независимость выступает как особая ценность; представления об идеальном «Я» недифференцированы, завышены или даже нереалистичны; самооценка занижена; склонность к избеганию проблем и ответственности.
Анализ литературы приводит к следующим выводам: Интернет-зависимость - это навязчивое (компульсивное) желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line. Критериями Интернет-зависимости являются: навязчивое желание проверить почту, ожидание следующего выхода в Интернет, жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете и тратит на него много денег. Основной причиной зависимости является то, что интернет-зависимые получают в Интернет различные формы социального признания, в реальной жизни у этой группы людей могут существовать определенные трудности в общении, которые снижают их удовлетворенность реальным общением. Привлекательность Интернета заключается в анонимности, отсутствии невербальных средств общения, возможности конструирования своей идентичности по своему выбору. Как следствие этого, Интернет-зависимые получают в Интернете удовлетворение от общения - различные формы социального признания, избегают трудности общения, которые существуют в их реальной жизни и снижают их удовлетворенность реальным общением.
Несмотря на большой интерес, особенно в онлайновых публикациях, научные исследования Интернет-аддикции в нашей стране пока носят несистематизированный характер и сравнительно немногочисленны. Это обуславливает необходимость создания программ профилактики и коррекции интернет-зависимости.
Результаты проведенного нами исследования среди молодежи от 14 до 30 лет с помощью теста К. Янг и разработанной нами анкеты показали: Чем младше респонденты, тем больше среди них «зависимых»; Представители мужского пола больше подвержены Интернет-зависимости, чем представительницы женского.
Длительность общения с Интернетом на формирование зависимости не влияет. В тоже время зависимость ярко проявляется к двум, трем годам общения с Интернетом, т.е. когда «зависимые» достаточно хорошо освоили Интернет. Можно предположить, что это связано с реализацией себя «зависимыми» - они чувствуют свою «самость», так как хорошо владеют навыками обращения с Интернетом, это дает им ощущение значимости, повышает их уверенность в себе. Недаром половина опрошенных аддиктов оценили себя как специалистов в области информационных технологий.
В процессе формирования Интернет-аддикции происходит централизация использования Интернета за счет другой деятельности. Из-за большого количества времени, проводимого в сети, страдают успехи в учёбе или работе «зависимых», а также «пограничных». Интернет-зависимые проводят «онлайн» всегда больше времени, чем намеревались. Они предпочитают сервисы, связанные с общением, регулярно участвуют в рабочее время в чатах или обнаруживают себя на сайтах, не связанных с работой. Одним из важнейших негативных последствий Интернет-зависимости является ущерб не только производственной деятельности, но и социальной активности. Аддиктивная реализация в Интернете становится суррогатом межличностных контактов, нарастает изоляция от последних в реальной жизни. Интернет-аддикты считают, что с человеком легче общаться «онлайн», чем лично. Взаимоотношения в Интернете являются для Интернет-аддиктов более привлекательными, чем общение с людьми в реальной жизни. Интернет-зависимые часто заводят новые знакомства с другими пользователями, а Интернет-независимые предпочитают поддерживать в сети уже имеющихся отношений. Среди семейных число «здоровых» больше, чем «зависимых». Это позволяет нам утверждать, что супружеские отношения являются средством профилактики «зависимости».
Интернет-аддикт блокирует беспокоящие мысли о реальной жизни утешительными мыслями об Интернете. Кроме того, Интернет-аддиктам свойственно «предвкушать», чем они займутся в Интернете, находясь «оффлайн», или фантазировать о пребывании «онлайн». Человек стремится к аддиктивной реализации, желая избавиться от неустраивающего его психического состояния и заменить последнее состоянием другого содержания. Интернет-аддикты чувствуют эйфорию, оживление, возбуждение, находясь в сети. По мере развития аддикции требуется проводить все больше времени в Интернете для достижения того же эффекта. Большая часть Интернет-зависимых злоупотребляли алкоголем, наркотиками или любыми другими веществами, изменяющими состояние сознания.
Развитию Интернет-зависимости способствует личностная предрасположенность, которая проявляется в «комплексе недостаточности» (низкая самооценка, неудовлетворенность собой), склонности к фантазиям, застенчивости, наличии социальной фобии, осознании недостатка социального статуса или внимания к своей персоне.
Таким образом, мероприятия по профилактике Интернет-зависимости нужно начинать проводить как можно раньше (в период обучения в школе), так как «зависимость» усиливается по мере освоения Интернет - пространств. Кроме того, так как данный вид зависимости является средством «ухода от действительности в виртуальный мир» - от трудностей общения с реальными людьми, от неуверенности в себе, то, в первую очередь, программы профилактики должны быть направлены на формирование уверенности в себе и развитие коммуникативных навыков.
Литература
Галкин, К.Ю. Темпоральная концепция виртуальной аддикции // [Электронный ресурс] http://www.03.ru/article/117 (дата обращения 25.03.2012).
Гриффитс, В. Виртуальный мир рождает реальные болезни [Текст] / В. Гриффитс //Финансовые известия. – 1996. – Вып.54. – № 183. – С. 183.
Чудова, И.В. Особенности образа «Я» «жителя Интернета» [Текст] /И.В. Чудова // Психологический журнал. –2002. – Т. 22. – № 1. – С.113-117.
Янг, К. Диагноз – Интернет-зависимость [Текст] / К. Янг // Мир Интернет. – 2000. – № 2. – С. 24-29.
Caplan, S.E. Problematic Internet use and psychosocial well-being: development of a theory-based cognitive–behavioral measurement instrument // Computers in Human Behavior. – 2002. – Sept. Vol. 18. – № 5. – P.553-575.
Davis, S.A. A cognitive-behavioral model of pathological Internet use // Computers in Human Behavior. 2001. – Mar. Vol. 17. – № 2. – P.187-195.
Hamburger, Y.A., Ben-Artzi, E. The relationship between extraversion and neuroticism and the different uses of the Internet // Computers in Human Behaviour. – 2000. – Vol.16. – P. 441-449.
Kandel, E.R. Biology and the future of psychoanalysis: A new intellectual framework for psychiatry revisited // Am. J. Psychiatry. – 1999. – Vol. 156. – P. 505-524.
Е.А. Мамченкова, студентка V курса
Научный руководитель – доктор педагогических наук,
профессор И. Д. Лельчицкий
Уровень интолерантности у подростков с девиантным поведением
На современном этапе развития наше государство претерпевает крупномасштабные изменения, как в области политики, экономики, права, так и в сфере духовной жизни общества, и в сфере образования. Данная ситуация стимулирует общество на поиск новых отношений, основанных на сотрудничестве. Все это свидетельствует о том, что общество осознает необходимость обеспечения толерантного мироустройства. Интолерантность разрушает внутреннюю устойчивость общества и каждого человека, препятствует самораскрытию и саморазвитию. Толерантность важна как форма сосуществования и существования.
Наиболее активно изучение феномена толерантности начинается во второй половине XX века. Истоки этому положили: Берри Дж., Мейн Г. и Олпорт Дж. Значительный вклад в развитие научного знания по проблемам толерантности среди молодежи внесли следующие ученые: через призму философии рассматривали толерантность: Локк Дж., Луховецкая Б. Г., Шалин В.В. в социологичеких исследованиях: Кон И., Сорокин П. А., Ядов В. А. , в политологии: В.В. Шалин, в психологии: Леонтьев А. Н. , Рубинштейн С. Л., Эриксон Э.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур в мире, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности [2;2].
Толерантность не является врожденной, как и практически любое нравственное качество. Толерантность подвергается развитию, стимулированию (прежде всего самостимулированию) и коррекции, а целью ее формирования является позитивное взаимодействие со всеми субъектами обитания. Данную цель призваны реализовать все институты воспитания и, прежде всего образовательные учреждения [1;27].
Изучение специфики подросткового поведения только подтверждает необходимость вмешательства специалистов по формированию толерантных установок в воспитательный процесс в обозначенный возрастной период.
Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации. Поведение в этот период определяется несколькими факторами: половое созревание подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным социальным положением подростка, а также сформировавшимися к тому времени у него индивидуальными особенностями. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.
Данный этап развития – это время, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Продолжая учиться, он большую часть времени проводит со сверстниками. И дружба дает возможность через доверительные отношения глубже познать другого и самого себя. Это возраст, когда подросток по-новому начинает оценивать свои отношения с семьей. Полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, ответственность за свои слова и поступки.
В подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления разных форм нарушения поведения.
К социально-психологическим характеристикам подростков с девиантным поведением как специфической социальной группы можно отнести: повышенную тревожность, жестокость, агрессивность, конфликтность и др., которые принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно-группового общения, складывающегося в разного рода компаниях. Данная система отношений, в том числе и строящихся на законах девиантных подростковых групп, выступает в большинстве случаев лишь как ситуация замещения при неприятии подростка в мир социально-значимых отношений взрослых. Социально-психологический микроклимат этой группы оказывает решающее влияние на формирование поведенческой стратегии подростка, на возникновение барьеров во взаимоотношениях с взрослыми [4;33].
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся [3;15].
Самые распространенные формы девиантного поведения среди подростков это: наркомания и токсикомания, пьянство и алкоголизм, суицид, девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний, антиобщественные корыстные действия, уходы из дома, бродяжничество, азартные игры.
Интолерантность является одним из проявлений девиантного поведения. Интолерантность - это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми; интолерантность проявляется через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение [2;3]. Для интолерантных подростков характерны утрата интереса к учебе, равнодушие к проблемам общества, существенные искажения нравственного и правового сознания, в частности, толкование долга, совести, дозволенности, исходя из личных желаний или групповой солидарности, ориентацию на сиюминутные удовольствия, равнодушие к переживаниям и страданиям других людей, жестокость, лживость, несамокритичность [5;78].
В ходе исследования опрашивались ученики 10-11 классов, которые состоят на учете у социального педагога по причине склонности к девиантному поведению. Использовался опросник разработанный Бойко В.В., позволяющий диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения. Чем выше число набранных респондентом баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим. Результаты исследования таковы: средний баллы составляет 85 из возможных 135, что соответственно свидетельствует о достаточно высоком уровне интолерантности у подростков из данной группы, причем самые высокие баллы были набраны по следующим шкалам:
1- неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других;
2- неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности;
3- неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров.
Как бы не были различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков ведет к агрессии, а она в свою очередь является наиболее ярким проявлением интолерантного поведения. Таким образом, чтобы повысить уровень толерантности, в первую очередь нужно обратить внимание на профилактику и коррекцию девиантного поведения у этих подростков.
Литература
Гершунский Б. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования [текст]/ Б. Гершунский: Педагогика. - 2002. - №7.
Декларация принципов толерантности // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.: Изд-во МГУ, 2001г.
Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. Минск: Беларусь, 2008.
Трубина Л. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия [текст] / Л. Тубина: Воспитание школьников. - 2003. - №3 .
Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л., Вострокнутов Н.В., Зайцев С.Б., Никифоров Б.А. Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. М. 2001.
М.В. Можарова, студентка V курса
Научный руководитель – доктор педагогических наук,
профессор И.Д. Лельчицкий
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности