Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
Вопрос о причинах тревожности, до сих пор остается открытым, однако в настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой тревожность, имея природную основу, складывается прижизненно. У детей — в результате неправильных действий родителей, позже педагогов, не дающих ребенку чувства защищенности, межличностной надежности. В более взрослом возрасте тревожность может порождаться внутренними конфликтами, прежде всего самооценочного характера.
Тревожность – первичный показатель неблагополучия, когда организм не имеет возможности естественным образом реализовать потенциал, характеризуется напряжением, беспокойством. Она, как и остальные феномены, может быть скрытой силой, приводящей личность к помутнению сознания (алкоголь, наркотики), к снятию ответственности за порученное дело.
Тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приводит в состояние повышенного беспокойства, страха и тревоги в специфических социальных ситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или c повышенной эмоциональной или физической нагруженностью, порожденной причинами иного характера.
Впервые была описана З. Фрейдом, выделившим три основных вида тревожности: реальный страх — на опасность во внешнем мире; невротическую — на опасность неопределяемую и не известную; моральную — "тревожность совести", на опасность, идущую от Супер-Эго.
Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности.
Надо сказать, что это свойство сопровождает человека на протяжении всего его существования и очень часто тревожность является положительным моментом: она активизирует жизненные силы человека, помогает во время сдачи экзаменов и при различных стрессовых ситуациях, при тревожности усиливается внимание, активизируется память, увеличивается скорость реакции. На данный момент ученые пришли к выводу, что существует уровень тревожности полезный для деятельности человека.
Тревожность несет в себе явно адаптивные функции, предупреждая о внешней или внутренней опасности, подсказывает организму, что надо принять необходимые меры для предупреждения опасности или смягчения её последствий. Эти меры могут быть осознанными, например, подготовка а экзамену, или, преимущественно, бессознательными - защитные механизмы.
Анализ работ отечественных и зарубежных психологов показал, что тревожность как феномен имеет большое количество теорий, каждая из которых предлагает свои причины ее возникновения.
Тревожность сказывается в целом на поведении человека. В ходе исследования рассматривались уровень тревожности и уровень жизненной стратегии человека.
Жизненная стратегия – это способ самоосуществления человека в различных сферах жизни.
Существуют три основных виды жизненных стратегий. Оптимизм – пессимизм - личностный аттитюд, диспозиция, отражающие позитивные или негативные ожидания относительно конкретных событий, будущего в целом. Оптимисты фокусируют внимание на положительной стороне бытия, видят желаемые цели достижимыми. Пессимисты акцентируют внимание на негативной стороне жизни, считают намеченные цели недостижимыми. Реализм, или адекватный. Люди баланса. В отношении к миру у них преобладает разум. Расчетливы, четко идут к своей цели и знают чего хотят.
В исследовании участвовало 36 человек. Люди в возрастной категории от 19 до 50лет.
Для диагностики использовались две методики: тест Спилбергера-Ханина и тест на оптимизм.
Тест Спилбергера-Ханина» мы использовали для выявления тревожности. Авторы теста выделяют две тревожности: ситуативную и личностную. Методика состоит из двух блоков: первый блок содержит вопросы для выявления ситуативной тревожности, второй – для выявления личностной тревожности.
Тест на оптимизм направлен на выявление жизненной стратегии: оптимизма, реализма и пессимизма.
Изначально предполагалось, что уровень тревожности связан с уровнем жизненной стратегии. Но по данным статистической обработки данных с помощью программы SPSS, было выявлено, что уровень тревожности не взаимосвязан с уровнем жизненной стратегии. Тревожность не определяет уровень жизненной стратегии. При высоком уровне тревожности не всегда уровень жизненной стратегии низкий. Можно предположить, что на формирование жизненной стратегии влияют другие факторы такие как: темперамент, характер, восприятие окружающего мира и себя в этом мире, социальный статус, самооценка, профессия. Не исключено взаимодействие этих факторов при формирование жизненной стратегии.
Литература
1. Астахов Р.Л. Тревожность как фактор трансформации личности подростков // Психология ХХI века: Тезисы Межд. Научно-практической студенческой конференции СПб, 2000, - С. 160-168.
2. Катыгин Ю.А., Умнов В.П. Связь тревожности как свойства личности с некоторыми психологическими характеристиками //Психофизиология.-Л., 1979.-С.46-49.
3. Муздыбаев К. Оптимизм и пессимизм личности //СОЦИС. - 2003. – №12. – с. 87 – 96
4. Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив - М. - 1995 - С.75.
И.В. Гусева, студентка IV курса
Научный руководитель – кандидат психологических наук,
доцент И.О. Морозова
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности