logo
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности

Вопрос о причинах тревожности, до сих пор остается открытым, однако в настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой тревожность, имея природную основу, складывается прижизненно. У детей — в результате неправильных действий родителей, позже педагогов, не дающих ребенку чувства защищенности, межличностной надежности. В более взрослом возрасте тревожность может порождаться внутренними конфликтами, прежде всего самооценочного характера.

Тревожность – первичный показатель неблагополучия, когда организм не имеет возможности естественным образом реализовать потенциал, характеризуется напряжением, беспокойством. Она, как и остальные феномены, может быть скрытой силой, приводящей личность к помутнению сознания (алкоголь, наркотики), к снятию ответственности за порученное дело.

Тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приводит в состояние повышенного беспокойства, страха и тревоги в специфических социальных ситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или c повышенной эмоциональной или физической нагруженностью, порожденной причинами иного характера.

Впервые была описана З. Фрейдом, выделившим три основных вида тревожности: реальный страх — на опасность во внешнем мире; невротическую — на опасность неопределяемую и не известную; моральную — "тревожность совести", на опасность, идущую от Супер-Эго.

Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности.

Надо сказать, что это свойство сопровождает человека на протяжении всего его существования и очень часто тревожность является положительным моментом: она активизирует жизненные силы человека, помогает во время сдачи экзаменов и при различных стрессовых ситуациях, при тревожности усиливается внимание, активизируется память, увеличивается скорость реакции. На данный момент ученые пришли к выводу, что существует уровень тревожности полезный для деятельности человека.

Тревожность несет в себе явно адаптивные функции, предупреждая о внешней или внутренней опасности, подсказывает организму, что надо принять необходимые меры для предупреждения опасности или смягчения её последствий. Эти меры могут быть осознанными, например, подготовка а экзамену, или, преимущественно, бессознательными - защитные механизмы.

Анализ работ отечественных и зарубежных психологов показал, что тревожность как феномен имеет большое количество теорий, каждая из которых предлагает свои причины ее возникновения.

Тревожность сказывается в целом на поведении человека. В ходе исследования рассматривались уровень тревожности и уровень жизненной стратегии человека.

Жизненная стратегия – это способ самоосуществления человека в различных сферах жизни.

Существуют три основных виды жизненных стратегий. Оптимизм – пессимизм - личностный аттитюд, диспозиция, отражающие позитивные или негативные ожидания относительно конкретных событий, будущего в целом. Оптимисты фокусируют внимание на положительной стороне бытия, видят желаемые цели достижимыми. Пессимисты акцентируют внимание на негативной стороне жизни, считают намеченные цели недостижимыми. Реализм, или адекватный. Люди баланса. В отношении к миру у них преобладает разум. Расчетливы, четко идут к своей цели и знают чего хотят.

В исследовании участвовало 36 человек. Люди в возрастной категории от 19 до 50лет.

Для диагностики использовались две методики: тест Спилбергера-Ханина и тест на оптимизм.

Тест Спилбергера-Ханина» мы использовали для выявления тревожности. Авторы теста выделяют две тревожности: ситуативную и личностную. Методика состоит из двух блоков: первый блок содержит вопросы для выявления ситуативной тревожности, второй – для выявления личностной тревожности.

Тест на оптимизм направлен на выявление жизненной стратегии: оптимизма, реализма и пессимизма.

Изначально предполагалось, что уровень тревожности связан с уровнем жизненной стратегии. Но по данным статистической обработки данных с помощью программы SPSS, было выявлено, что уровень тревожности не взаимосвязан с уровнем жизненной стратегии. Тревожность не определяет уровень жизненной стратегии. При высоком уровне тревожности не всегда уровень жизненной стратегии низкий. Можно предположить, что на формирование жизненной стратегии влияют другие факторы такие как: темперамент, характер, восприятие окружающего мира и себя в этом мире, социальный статус, самооценка, профессия. Не исключено взаимодействие этих факторов при формирование жизненной стратегии.

Литература

1. Астахов Р.Л. Тревожность как фактор трансформации личности подростков // Психология ХХI века: Тезисы Межд. Научно-практической студенческой конференции СПб, 2000, - С. 160-168.

2. Катыгин Ю.А., Умнов В.П. Связь тревожности как свойства личности с некоторыми психологическими характеристиками //Психофизиология.-Л., 1979.-С.46-49.

3. Муздыбаев К. Оптимизм и пессимизм личности //СОЦИС. - 2003. – №12. – с. 87 – 96

4. Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив - М. - 1995 - С.75.

И.В. Гусева, студентка IV курса

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

доцент И.О. Морозова