logo
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи

В настоящее время в России, вопросы укрепления семьи, как важнейшего социального института, приобрели высокую степень актуальности. Со стороны государства, активная поддержка семьи, заключается в создании и расширении нормативно-правовой базы, в частности это касается беспрецедентных экономических мер, включающих в себя: концепцию реализации адресной поддержки и гарантии в сфере занятости членов семей, оказание социально-экономической помощи, решение жилищных проблем семей; активное содействие в области занятости (стимулирование создания рабочих мест, осуществление (при необходимости) профессиональной подготовки или переподготовки совершеннолетних членов семей, оказание государственной поддержки развития семейного предпринимательства, совершенствование налоговой политики в отношении членов семей, занятых трудовой деятельностью, путём установления налоговых льгот и социальных выплат, включая оплату услуг образования, здравоохранения, физического и культурного развития, коммунального хозяйства); а также оказание социально-психологической помощи семьям, в сфере воспитания детей (психологическое сопровождение родителей (индивидуальное консультирование, психологические тренинги), помощь в организации совместного семейного досуга). [2.].

Одним из важнейших факторов социального благополучия семьи – является её репродуктивное здоровье, поддержание которого в определённой степени зависит от направлений социально-демографической политики государства. В РФ в данной области предпринимаются следующие меры: с 2007 года, в РФ значительно увеличены пособия по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет, максимизация размера пособия по беременности и родам, введение частичной компенсации палаты, взимаемой с родителей за посещение ребёнком дошкольного учреждения. Повышение родительского капитала, предназначающегося, при рождении (или усыновлении (удочерении) в семью), второго и последующих детей. Несмотря, на предпринятые меры, демографическая проблема, по-прежнему является одной из самых острых, для современного Российского государства. Данная ситуация в главной мере объясняется тем, что со стороны государственных структур, помощь семьям в осуществлении ими репродуктивной функции, осуществляется в основном посредством внешних (экономических и политических факторов). Первостепенная же важность внутренних факторов – актуализация соблюдения традиционных морально-нравственных ценностей в государственной политике укрепления семьи – практически не поддерживается. [1, С. 78].

В современной России, легализованные аборты продолжают уносить колоссальное число детских жизней – около 1,5 не родившихся в год, только по официальным статистическим данным на начало 2011 года. Тем не менее, доля выделяемых бюджетных средств всех уровней, в текущий период, продолжает финансирование методов отказа от материнства (абортивную практику, лечение постабортных осложнений, активного распространения гормональной контрацепции), осуществляемых посредством одобрения программ «планирования семьи» «безопасного материнства» и т. п. на государственном уровне.

Известно, что первой страной легализовавшей аборты является СССР. Однако, когда в 1955 году в СССР, после 25-летнего строжайшего запрета аборты разрешили вновь, их число за год (то есть, к 1956 году) увеличилось вдвое. Именно легализация абортов привела к их стремительному росту. И в настоящее время, крайне неудовлетворительная демографическая ситуация в России имеет самое прямое негативное влияние на все основные стороны внутренней политики – вполне объяснима проблема нехватки людей на предприятиях в нашей стране, столь богатой природными ресурсами, вынуждены закрываться многие ВУЗы и школы, происходит стремительное старение населения. Неуклонно повышается число разводов – по статистике на 2010 год – распадается каждый второй брак. Это вполне объяснимо, фактом наличия в анамнезе таких семей – не менее одного совершённого аборта. Вопрос о материнстве, прерывании беременности предоставляется женщине (с юридической стороны вопроса) самостоятельно, не учитывая при этом мнение отца ребёнка, лишая его тем самым законных прав.

Что же касается выработки общепринятого юридического статуса, не родившегося ребёнка, то акушерство сегодня оперирует для его определения следующими основными терминами: эмбрион (до 9 недель), плод (до рождения). И каждое, из состояний и периодов характеризуются уже изученными показателями, вполне достаточными для работы юристов. Но в данном случае возникает другой аспект проблемы: критерии начала человеческой жизни у юристов до сих пор не выработаны. [3, С. 312].

Одной из важнейших проблем столь неудовлетворительной демографической ситуации в России, является чрезвычайно низкая осведомленность граждан населения в вопросах биоэтики. Большинство имеет абстрактное представление о жизни ребёнка в пренатальный период развития, что формирует в обществе нейтральное (а в некоторых случаях) и одобрительное отношение к абортивной практике, средствам, имеющим к ней непосредственное отношение – приёму гормональной контрацепции (наносящей не менее тяжкий вред женскому здоровью, чем хирургическое прерывание беременности, а также обладать скрытым абортивным действием). В данный список входит одобрительное отношение популярных СМИ, предназначенных для молодёжи, к промискуитету, употреблению «лёгких» разновидностей наркотических средств (срытая пропаганда) и к некоторым девиантным наклонностям в молодёжной среде [1].

Именно поэтому роль Русской Православной Церкви в данном вопросе, является весьма уместной и полезной, поскольку Церковь в первую очередь, в решении любой проблемы социального характера, руководствуется морально-этическими принципами. [1, С 80].

Комплексная деятельность Российской Православной Церкви (РПЦ) по поддержанию семьи в России, делится на два основных блока:

I Социальная работа непосредственно при храмах (приходские центры помощи семье), и монастырских общинах

II Общественно-полезная просветительская (волонтёрская) практика.

Приходская деятельность церкви по укреплению семей и противодействию негативным факторам (абортам, алкоголизму, семейным конфликтам и т.п.), содержит: беседу со штатным социальным психологом, либо духовным наместником (штатным священнослужителем), по возникшей проблеме в целях их конструктивного разрешения. При этом проводятся консультативные разъяснения духовного назначения брака, посвящения себя семье, рождению и воспитанию детей. Разъяснение сущности проведения абортов и вопросов развития человеческой жизни в период беременности, а также роли негативных факторов (жестокого обращения в семье, употребления взрослыми в присутствии детей алкоголя и т.п.), в их пагубном влиянии на внутрисемейную атмосферу. Акцентируется важность проявления уважения членов семьи друг к другу, поддержание (повышение) положительной стороны родительского авторитета, в целях гармоничного воспитания детей в семье, а также другие темы. [4.].

Социально ориентированная деятельность Церкви в вопросах укрепления семьи, проводимая непосредственно в её приходах, также использует и материальную составляющую: организация вещевых пожертвований прихожан и служащих храмов, для поддержания нуждающихся в них малообеспеченных семей; учреждение приходских временных и постоянных приютов для малоимущих (или разведённых) матерей с несовершеннолетними детьми; обеспечение нуждающихся предметами первой необходимости, одеждой и обувью, постельным бельём, продуктами питания, по возможности предметами быта, имеющими полезное функциональное назначение для семьи; организация детского досуга при храме: посещение различной направленности (по личным интересам и возрастному контингенту) секционных творческих занятий, конкурсов, развивающих полезные навыки у детей и развивающих духовно-нравственные качества их личности; просветительская работа с семьями, по вопросам юридических прав на соответствующие льготы и дотации, выделяемые государством на их поддержание [4].

Общественно полезная просветительская работа РПЦ, заключается в осуществлении широкой практики церковного служения, с активным привлечением заинтересованных лиц (в основном среди молодёжи) к помощи семьям. К данной деятельности относится:

Таким образом, социальное служение РПЦ, становится эффективной площадкой для аккомулирования и систематизации существующего опыта укрепления традиционных семейных ценностей и пропаганде защиты человеческой жизни до рождения. Поскольку уже сейчас можно отметить постепенное изменение отношения общества – возвращение к традиционным нравственным и культурным национальным ценностям, осознания сути проведения и последствий абортивной практики как биологической, так и с самой главной – духовно-нравственной. И в данном случае возникает весьма существенная необходимость взаимодействия РПЦ, государственных структур и общества в целом. [1.].

Литература:

  1. Основы нравственности: Учебное пособие для студентов. / Авторы-составители: Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. – М.: «ПРО-ПРЕСС» 2007. – 512 с.

  2. Семьеведение: учебник для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, О. Г. Прохоровой, Е. М. Черняк. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 403.

  3. Социальная политика: учебник / Под ред. Н. А. Волгина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 734 с.

  4. Русский дом: журнал фонда русской культуры / Под. ред. А.Н. Крутова. – Ст. О.С. Пиуна «Гибель русских талантов» с. 46-67.– М. Изд. «Роспечать» № 10 2011 г.

Н.Г.Павлова, студентка IV курса

Научный руководитель - кандидат педагогических наук,

доцент В.А.Ершов