logo
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте

Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать, заниматься рукоделием. Но сейчас многие операции за человека выполняют машины. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ножниц, иголки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.[3,c.30-45]

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Тонкая моторика - основа развития, своего рода "локомотив" всех психических процессов.

И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: " Мне даже кажется, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями". Павлов также говорил, что, речь, - это, прежде всего мышечные ощущения которые идут от речевых органов в кору головного мозга.[1,c 109-115]

Итак, мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику. Мелкая моторика тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи. Речь в свою очередьэто процесс общения людей посредством языка.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. [3,c 74-79]

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. [5,c 87-95]

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

В связи с вышесказанным следует отметить, что проблема развития мелкой моторики и речи в дошкольном возрасте и их взаимосвязь требует постоянного изучения и теоретического обновления. Новые знания и исследования могут помочь взрослым больше развивать ребёнка с разных сторон, подготавливать его к школе.

Литература

  1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., Просвещение, 2007 –325с.

  2. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, Академия Развития, 2007 – 206с.

  3. Кислинская Т.А. Гениальность на кончиках пальцев. – М., Генезис, 2008г – 145с.

  4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб, 2006 – 605с.

  5. Смирнов В.М., Свешников Д.С., Яковлев В.Н. Физиология ЦНС – М., 2008 – 289с.

  6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., Просвещение, 2009 – 117с.

К.Н. Прянишникова, студентки III курса

Научный руководитель – доктор психологических наук,

профессор, Н.В. Копылова