Проблема выученной беспомощности у осужденных
Каждый человек хоть раз в жизни испытывал состояние гнетущего переживания, был не способен прекратить те действия, которые не являлись эффективными или совершать необходимые действия. Во всех этих ситуациях действует один и тот же механизм – выученная беспомощность.
Автор теории выученной беспомощности М. Селигман определяет беспомощность как состояние, когда человеку кажется, что внешние события от него не зависят и он ничего не может сделать, чтобы их предотвратить или изменить. Если это состояние и связанные с ним особенности мотивации и атрибуции переносятся на другие ситуации (т. е. генерализуется), то, возникает выученная беспомощность. Она проявляется в низком уровне субъектности, то есть низкой способности человека преобразовывать действительность, управлять событиями собственной жизни, ставить цели и достигать их, преодолевая различного рода трудности [5].
Выученная беспомощность представляет собой актуальный для изучения феномен. В последнее время российские психологи проявляют все больший интерес к исследованию выученной беспомощности. К настоящему времени по данному феномену написано четыре диссертации, такими авторами как Е. В. Веденеева, И. В. Девятовская, Е. В. Забелина и Д. А. Циринг. Интерес к проблеме выученной беспомощности вызван происходящими социальными, политическими и экономическими изменениями в обществе, такими как смена социальной структуры, мировой экономический кризис и катаклизмы. Нестабильность жизни людей способствует формированию выученной беспомощности. Отечественный психолог М. И. Еникеев пишет о том, что разрушение социальных связей приводит к формированию у человека выученной беспомощности.
У человека с выученной беспомощностью возникает состояние беспомощности практически в каждой трудной ситуации, в том числе юридически значимой [7].
Таким образом, в рамках юридической психологии актуально исследовать выученную беспомощность у осужденных, обладающих целым рядом отличительных социально-демографических, нравственных, уголовно-правовых и психолого-педагогических признаков [3].
Во взгляде на проблему выученной беспомощности бихевиоризм, когнитивно-бихевиоральный подход, гештальт-психология и концепции отечественной психологии являются совместимыми подходами. Т.к. в данных теоретических подходах выученная беспомощность понимается как личностное свойство, обуславливающее отрицательное отношение личности к себе и к окружающей действительности, развивающееся при возникновении переживания неподконтрольности результатов действия. Кроме того в данных теоретических подходах рассматривается общий фактор выученной беспомощности – пессимистический атрибутивный стиль [4].
В рамках бихевиоризма выученная беспомощность рассматривается как состояние, когда человеку кажется, что результаты не зависят от его действий, приобретаемое при систематическом негативном воздействии, избежать которого нельзя. Т.е. выученная беспомощность является результатом научения и в большей степени зависит от внешних факторов. Напротив, в рамках отечественной психологии В. С. Ротенберг и Е. И. Кузьмина рассматривают выученную беспомощность не как результат научения человека реагировать на ситуацию беспомощным поведением, а как отказ от изменения ситуации или изменения отношения к ней (В. С. Ротенберг); как проявление доминантных или защитных реакций во фрустрирующей ситуации (Е. И. Кузьмина). В концепциях В. С. Ротенберга и Е. И. Кузьминой акцент делается на внутренние факторы формирования выученной беспомощности: особенности атрибутивного стиля, специфику мотивационной и смысловой сферы личности и стиль разрешения фрустрирующих ситуаций [1].
Д. Хирото рассматривает следующие факторы формирования выученной беспомощности: пессимистический атрибутивный стиль, влияние предшествующего опыта неподконтрольности ситуации, экстернальный локус контроля. А представитель гештальт-психологии Х. Хекхаузен дополняет концепцию Д. Хирото таким фактором как фактор преобладания мотива избегания неудач [2].
В концепции Д. А. Циринг выученная беспомощность имеет следующую структуру: мотивационный, когнитивный, и эмоциональный и волевой компоненты. Мотивационный компонент проявляется в снижении попыток активного вмешательства в ситуацию. Когнитивный – в трудности научения тому, что в аналогичной ситуации действие может оказаться вполне эффективным. Эмоциональный компонент проявляется в возникающем из-за бесплодности собственных действий, подавленном и даже депрессивном состоянии. Волевой компонент характеризуется нерешительностью, безинициативностью, низкой монотоноустойчивостью [6].
В результате сравнительного анализа связи выученной беспомощности с другими индивидуально-психологическими характеристиками личности, мы получили следующие результаты.
Во всех теоретических подходах выученная беспомощность связана с пессимистическим атрибутивным стилем – устойчивой манерой приписывать причины происходящим событиям или результатам деятельности в соответствии с субъективными ожиданиями неудачи.
В теоретических концепциях бихевиоризма, когнитивно-бихевиорального подхода, гештальт-психологии и отечественной психологии (выученная беспомощность связана с экстернальным локусом контроля – особенностью человека, когда он приписывает ответственность за события своей жизни и свои личностные характеристики внешним факторам среды, окружающим людям, «судьбе».
В теоретических концепциях бихевиоризма, гештальт-психологии и отечественной психологии выученная беспомощность связана с низкой самооценкой – подлинной неуверенностью в себе или «защитной», когда происходит декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способностей, позволяющее не прилагать никаких усилий.
Согласно концепциям гештальт-психологии и отечественной психологии выученная беспомощность связана с мотивацией избегания неудач –– направленностью личности не на победу, а на отсутствие поражения.
Цель нашего исследования: выявить выученную беспомощность у осужденных.
Гипотезы эмпирического исследования:
1. У осужденных существуют признаки выученной беспомощности.
2. Существуют значимее различия в компонентах выученной беспомощности у осужденных по различным статьям УК РФ.
Эмпирические задачи исследования: 1. Диагностика психологических последствий травматического стресса (Опросчик травматического стресса); исследование локуса контроля (Методика Дж. Роттера); измерение уровеня развития аффиляции (Опросник аффилиации); исследование уровня самооценки и уровня притязаний (Методика Дембо-Рубинштейн); диагностика мотивации к избеганию неудач (Методика Т. Элерса); исследование оптимизма как атрибутивного стиля (Тест на оптимизм LOT Ч. Шейера и М. Карвера); 2. Количественная и качественная обработка данных эмпирического исследования; 3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
Программа эмпирического исследования построена по схеме множественных серий замеров:
В нашем исследовании следующие артефакты могут приводить к нарушению внутренней валидности исследования: эффект фона конкретных событий, которые происходили между первым и вторым измерением и эффект естественного развития, то есть изменений испытуемых, являющихся следствием течения времени.
План исследования контролирует следующие источники внутренней невалидности: эффект тестирования — влияние выполнения заданий, применяемых для измерения, на результаты повторного испытания и оотбора испытуемых — неэквивалентности групп по составу, вызывающей появление систематической ошибки в результатах.
План исследования не имеет источников внешней невалидности. Следовательно, результаты нашего исследования могут быть распространены на генеральную совокупность осужденных.
Литература:
Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи. – Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 1999. – 100 с.
Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2006. 333 с.
Евстафеева Е. А. Личностная беспомощность как одна из психологических детерминант деструктивного поведения сотрудников уголовно исполнительной системы // Прикладная юридическая психология, №2, 2011, с. 106-113
Ромек В.Г. Теория выученной беспомощности Мартина Селигмана // Журнал практического психолога, №3-4, 2000, с.218-235
Селигман М. Э. П. Как научиться оптимизму: Пер. с англ. И. Зотов — М.: Вече, 1997. — 432 с.
Циринг, Д. А. Психология выученной беспомощности/ Д. А. Циринг. – М. : Академия, 2005. – 120 с.
Matute H. Learned Helplessness and Superstitious Behavior as Opposite Effects of Uncontrollable Reinforcement in Humans. Learning and motivation. 1994, 25, p. 216-232.
К.М. Фокина, студентка I курса магистратуры
Научный руководитель – кандидат психологических наук,
доцент Демиденко Н.Н.
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности