logo
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Проблема выученной беспомощности у осужденных

Каждый человек хоть раз в жизни испытывал состояние гнетущего переживания, был не способен прекратить те действия, которые не являлись эффективными или совершать необходимые действия. Во всех этих ситуациях действует один и тот же механизм – выученная беспомощность.

Автор теории выученной беспомощности М. Селигман определяет беспомощность как состояние, когда человеку кажется, что внешние события от него не зависят и он ничего не может сделать, чтобы их предотвратить или изменить. Если это состояние и связанные с ним особенности мотивации и атрибуции переносятся на другие ситуации (т. е. генерализуется), то, возникает выученная беспомощность. Она проявляется в низком уровне субъектности, то есть низкой способности человека преобразовывать действительность, управлять событиями собственной жизни, ставить цели и достигать их, преодолевая различного рода трудно­сти [5].

Выученная беспомощность представляет собой актуальный для изучения феномен. В последнее время российские психологи проявляют все больший интерес к исследованию выученной беспомощности. К настоящему времени по данному феномену написано четыре диссертации, такими авторами как Е. В. Веденеева, И. В. Девятовская, Е. В. Забелина и Д. А. Циринг. Интерес к проблеме выученной беспомощности вызван происходящими социальными, политическими и экономическими изменениями в обществе, такими как смена социальной структуры, мировой экономический кризис и катаклизмы. Нестабильность жизни людей способствует формированию выученной беспомощности. Отечественный психолог М. И. Еникеев пишет о том, что разрушение социальных связей приводит к формированию у человека выученной беспомощности.

У человека с выученной беспомощностью возникает состояние беспомощности практически в каждой трудной ситуации, в том числе юриди­чески значимой [7].

Таким образом, в рамках юридической психологии актуально исследовать выученную беспомощность у осужденных, обладающих целым рядом отличительных социально-демографических, нравственных, уголовно-правовых и психолого-педагогических признаков [3].

Во взгляде на проблему выученной беспомощности бихевиоризм, когнитивно-бихевиоральный подход, гештальт-психология и концепции отечественной психологии являются совместимыми подходами. Т.к. в данных теоретических подходах выученная беспомощность понимается как личностное свойство, обуславливающее отрицательное отношение личности к себе и к окружающей действительности, развивающееся при возникновении переживания неподконтрольности результатов действия. Кроме того в данных теоретических подходах рассматривается общий фактор выученной беспомощности – пессимистический атрибутивный стиль [4].

В рамках бихевиоризма выученная беспомощность рассматривается как состояние, когда человеку кажется, что результаты не зависят от его действий, приобретаемое при систематическом негативном воздействии, избежать которого нельзя. Т.е. выученная беспомощность является результатом научения и в большей степени зависит от внешних факторов. Напротив, в рамках отечественной психологии В. С. Ротенберг и Е. И. Кузьмина рассматривают выученную беспомощность не как результат научения человека реагировать на ситуацию беспомощным поведением, а как отказ от изменения ситуации или изменения отношения к ней (В. С. Ротенберг); как проявление доминантных или защитных реакций во фрустрирующей ситуации (Е. И. Кузьмина). В концепциях В. С. Ротенберга и Е. И. Кузьминой акцент делается на внутренние факторы формирования выученной беспомощности: особенности атрибутивного стиля, специфику мотивационной и смысловой сферы личности и стиль разрешения фрустрирующих ситуаций [1].

Д. Хирото рассматривает следующие факторы формирования выученной беспомощности: пессимистический атрибутивный стиль, влияние предшествующего опыта неподконтрольности ситуации, экстернальный локус контроля. А представитель гештальт-психологии Х. Хекхаузен дополняет концепцию Д. Хирото таким фактором как фактор преобладания мотива избегания неудач [2].

В концепции Д. А. Циринг выученная беспомощность имеет следующую структуру: мотивационный, когнитивный, и эмоциональный и волевой компоненты. Мотивационный компонент проявляется в снижении попыток активного вмешательства в ситуацию. Когнитивный – в трудности научения тому, что в аналогичной ситуации действие может оказаться вполне эффективным. Эмоциональный компонент проявляется в возникающем из-за бесплодности собственных действий, подавленном и даже депрессивном состоянии. Волевой компонент характеризуется нерешительностью, безинициативностью, низкой монотоноустойчивостью [6].

В результате сравнительного анализа связи выученной беспомощности с другими индивидуально-психологическими характеристиками личности, мы получили следующие результаты.

Во всех теоретических подходах выученная беспомощность связана с пессимистическим атрибутивным стилем – устойчивой манерой приписывать причины происходящим событиям или результатам деятельности в соответствии с субъективными ожиданиями неудачи.

В теоретических концепциях бихевиоризма, когнитивно-бихевиорального подхода, гештальт-психологии и отечественной психологии (выученная беспомощность связана с экстернальным локусом контроля – особенностью человека, когда он приписывает ответственность за события своей жизни и свои личностные характеристики внешним факторам среды, окружающим людям, «судьбе».

В теоретических концепциях бихевиоризма, гештальт-психологии и отечественной психологии выученная беспомощность связана с низкой самооценкой – подлинной неуверенностью в себе или «защитной», когда происходит декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способностей, позволяющее не прилагать никаких усилий.

Согласно концепциям гештальт-психологии и отечественной психологии выученная беспомощность связана с мотивацией избегания неудач –– направленностью личности не на победу, а на отсутствие поражения.

Цель нашего исследования: выявить выученную беспомощность у осужденных.

Гипотезы эмпирического исследования:

1. У осужденных существуют признаки выученной беспомощности.

2. Существуют значимее различия в компонентах выученной беспомощности у осужденных по различным статьям УК РФ.

Эмпирические задачи исследования: 1. Диагностика психологических последствий травматического стресса (Опросчик травматического стресса); исследование локуса контроля (Методика Дж. Роттера); измерение уровеня развития аффиляции (Опросник аффилиации); исследование уровня самооценки и уровня притязаний (Методика Дембо-Рубинштейн); диагностика мотивации к избеганию неудач (Методика Т. Элерса); исследование оптимизма как атрибутивного стиля (Тест на оптимизм LOT Ч. Шейера и М. Карвера); 2. Количественная и качественная обработка данных эмпирического исследования; 3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования

Программа эмпирического исследования построена по схеме множественных серий замеров:

В нашем исследовании следующие артефакты могут приводить к нарушению внутренней валидности исследования: эффект фона конкретных событий, которые происходили между первым и вторым измерением и эффект естественного развития, то есть изменений испытуемых, являющихся следствием течения времени.

План исследования контролирует следующие источники внутренней невалидности: эффект тестирования — влияние выполнения заданий, применяемых для измерения, на результаты повторного испытания и оотбора испытуемых — неэквивалентности групп по составу, вызывающей появление систематической ошибки в результатах.

План исследования не имеет источников внешней невалидности. Следовательно, результаты нашего исследования могут быть распространены на генеральную совокупность осужденных.

Литература:

  1. Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи. – Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 1999. – 100 с.

  2. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2006. 333 с.

  3. Евстафеева Е. А. Личностная беспомощность как одна из психологических детерминант деструктивного поведения сотрудников уголовно исполнительной системы // Прикладная юридическая психология, №2, 2011, с. 106-113

  4. Ромек В.Г. Теория выученной беспомощности Мартина Селигмана // Журнал практического психолога, №3-4, 2000, с.218-235

  5. Селигман М. Э. П. Как научиться оптимизму: Пер. с англ. И. Зотов — М.: Вече, 1997. — 432 с.

  6. Циринг, Д. А. Психология выученной беспомощности/ Д. А. Циринг. – М. : Академия, 2005. – 120 с.

  7. Matute H. Learned Helplessness and Superstitious Behavior as Opposite Effects of Uncontrollable Reinforcement in Humans. Learning and motivation. 1994, 25, p. 216-232.

К.М. Фокина, студентка I курса магистратуры

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

доцент Демиденко Н.Н.