logo
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации

В современном нам XXI веке каждый день можно слышать с экранов телевизоров, по радио, прочитать на страницах газет или узнать из новостей в Интернете о произошедшем трагическом событии: теракте, взрыве, военном столкновении, захвате заложников или об авиа- и автокатастрофе, или о стихийных бедствиях: землетрясение, наводнение, ураган, пожар. Эти явления объединяет то, что в результате страдают, а зачастую и гибнут люди, десятки, сотни, иногда и тысячи людей. Родственники выживших и погибших, очевидцы событий, их участники и ликвидаторы подвергаются сильнейшему стрессовому воздействию, которое в дальнейшем может привести к серьёзным проблемам психического и психологического плана. Нельзя не отметить, что информационное сопровожение событий со стороны СМИ неизбежно оказывают негативное влияние и на психику обычных граждан, которые впоследствии могут жаловаться на страх быть взятым в заложники или на страхспускаться в метро, опасаясь взрыва. Это привело к осознанию необходимости разработки программы по оказанию психологической помощи людям, находящимся или пережившим кризисную или экстремальную ситуацию.

Кризисная интервенция - экстренная психологическая помощь человеку, находящемуся в состоянии кризиса. Рассмотрим подробнее понятие "кризис". Кризис (с др.-греч. - решение, поворотный пункт) - переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы. Затяжной, хронический кризис несет в себе угрозу социальной дезадаптации, суицида, нервно-психического или психосоматического страдания.

Кризис можно рассмотреть как поворотный пункт человеческой судьбы, в котором рушатся сами основы предыдущей жизни, а новой ещё не существует, он требует особого подхода и специфических форм помощи человеку, его переживающему. Исследования психического состояния людей, находившихся в угрожающих жизни условиях, выявили у многих наличие различных нарушений психики, в том числе и посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). К счастью, большинство людей могут справиться с кризисом самостоятельно, причем это утверждение верно и по отношению к жертвам травматических событий. Задачей психолога или психотерапевта в данном случае является помощь человеку в поиске и активизации адаптационных ресурсом по преодолению кризисного состояния (Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И., 2007).

Методами кризисной интервенции являются кризисное консультирование и кризисная психотерапия. Последняя оказывается при осложненных кризисах. Кризисная интервенция базируется на следующих принципах: 1) эмпатический контроль; 2) Безотлагательность; 3) Высокий уровень активности консультанта; 4) Ограничение целей; 5) Поддержка; 6) Фокусированность на основной проблеме; 7) Уважение.

К методам кризисной психотерапии относят следующие: 1. Рациональная психотерапия; 2. Когнитивная психотерапия; 3. Гештальт-терапия; 4. Экзистенциальная терапия; 5. Групповая поведенческая терапия; 6. Телесно-ориентированная терапия; 7. Арт-терапия; 8. Краткосрочная позитивная терапия; 9. Нейро-лингвистическое программирование; 10. Суггестивные техники; 11. Метод прогрессивной мышечной релаксации и метод аутогенной тренировки.

Чувства, испытываемые человеком во время переживания кризиса: тревога, беспомощность, стыд, печаль, гнев, противоречивость. Специалисты, работающие в области оказания помощи в кризисных ситуациях, часто сталкиваются с людьми, пребывающими в состоянии горя.

Oдной из ведущих концепций кризисной интервенции является концепция Э. Линдеманна, основное положение которой - острое горе - это определённый синдром с психологической и соматической симптоматикой, который может возникнуть сразу же после кризиса или может быть отсроченным, может явным образом не проявляться или, наоборот, проявляться в чрезмерно подчёркнутом виде. Э.Линдеманн разделяет течение реакций горя на нормальные и болезненные, последние делятся на отсроченные и искажённые. И отдельно он выделил предвосхищяющие реакции горя.

Нельзя не отметить широкое применение в консультировании горюющих клиентов концепции Дж. Вильяма Вордена. Он описал реакции горя через четыре задачи, которые должны быть решены горюющим при нормальном течении горя. Эти задачи решаются субъектом последовательно. Первая задача - признание факта потери, вторая - пережить боль потери, третья - наладка окружения, где ощущается отсутствие усопшего и четвертая задача – это выстроить новое отношение к умершему и продолжить жить. Как пишет Ю.С. Шойгу: "В сознании человека экстремальные и чрезвычайные ситуации резко делят жизнь на «до» и «после». Трудно сделать однозначный вывод о том, какой вид ЧС оказывает наиболее тяжелые последствия на психическое состояние людей, а какие переживаются легче — природного происхождения или антропогенные". И.Г. Малкина-Пых в своей книге "Психологическая помощь в кризисных ситуациях" указывает, что: "При оказании психологической помощи людям, побывавшим в экстремальных ситуациях, следует принять во внимание следующее положение – настоящее бедствие наступает тогда, когда кончается действие стихии и начинается оказание помощи пострадавшим. Только в посткатастрофный период можно действительно определить степень деструктивного влияния катастрофы на динамику социальной структуры, на производственное, социокультурное, психологическое взаимодействие людей. (Малкина-Пых, 2008).

В заключение следует отметить, что нельзя определенно сказать, какое психическое последствие повлечет за собой та или иная чрезвычайная ситуация, так как каждый реагирует на нее в зависимости от особенностей своей личности, своих внутренних ресурсов адаптации.

Автор: Николаева Дарья Сергеевна, IV курс, 43 группа, дневная форма обучения.

Научный руководитель: Карасёва Елена Анатольевна, кандидат психологических наук специальность "Медицинская психология", доцент кафедры психологии труда, организационной и клинической психологии ТвГУ, ведущий клинический психолог Тверской области.

Литература

1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: МГУ, 1984. - 200 с.

2. Колодзин Б. Как жить после психической травмы/ Пер. с англ., 1992. - 96с.

3. Линдеманн Э. Клиника острого горя/ Психология эмоций. Тексты/ Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 1984.

4. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь близким. – М.: Изд-во Эксмо, 2009. - 192 с.

5. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. – (Справочник практического психолога).

6. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных /Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. – 319 с.

7. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - СПб.: Речь, 2007. - 256 с.

А-Т. Г. Ряполова, студентка III курса

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

доцент И.О. Морозова