logo
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Период новорожденности

В настоящее время в России уделяется огромное внимание новорожденным детям, строятся перинатальные центры, открываются психологические службы. Данный возраст требует особого внимания, поскольку является основополагающим периодом развития человека.

Одной из важнейших проблем детской психологии является проблема условий и движущих причин развития психики ребенка. Долгое время эта проблема рассматривалась (и сейчас рассматривается многими психологами) в плане метафизической теории двух факторов (наследственности и внешней среды), которые в качестве внешних и неизменных сил якобы роковым образом предопределяют ход развития детской психики. При этом одни авторы считали, что решающее значение имеет фактор наследственности, другие приписывали ведущую роль среде, наконец, третьи предполагали, что оба фактора взаимодействуют, «конвертируют» друг с другом.

Периодом новорожденности называется промежуток времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически. Период новорожденности длится от 4 до 6 недель.

Важным событием в психической жизни ребенка является возникновение слухового и зрительного сосредоточения, которые закладывают основу перехода от ощущения к восприятию, к возможности увидеть предмет целиком, во всей совокупности его свойств, а также проследить взглядом за движущимся предметом. Необходимое условие нормального созревания мозга ребенка в период новорожденности упражнение органов чувств, поступление в мозг импульсов, получаемых при помощи разнообразных сигналов из внешнего мира.

При выявлении новообразований в периоде новорожденности, можно отметить, что с первых часов жизни ребенка взрослые являются для него источниками звуковых и слуховых сигналов. Ребенок начинает свою жизнь с крика, и это считается нормальным. Затем крик становиться проявлением негативных эмоций. Постепенно, к одному месяцу, у новорожденного вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция. Такая реакция называется комплексом оживления. Комплекс оживления-особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому. Появление комплекса оживления у ребенка показывает, что возникла потребность в общении со взрослым, но и появились средства общения.

Период новорожденности считается временем адаптации к новым условиям жизни: постепенно увеличивается время бодрствования, развиваются первые сочетательные и условные рефлексы, например на положение при кормлении. Идет развитие сенсорных процессов:зрения, слуха, осязания.

Внимание этой проблеме уделяли многие отечественные и западные учёные. Э. Эриксон разработал эпигенетическую теорию личности, Ж. Пиаже изучал механизмы познавательной деятельности, Д.Б. Эльконин предложил концепцию психического развития ребенка, А. Гезелл ввел метод лонгитюдного продольного изучения психического развития создал теорию конвергенции двух факторов детского развития.

Период новорожденности – первый критический период развития ребенка. Это первая травма, и вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Акт рождения в известном смысле есть переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни. Это переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Вступают в действие другие виды физиологической регуляции поведения, и многие физиологические системы начинают функционировать заново.

285