logo
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Роль саморегуляции в становлении характера

Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течении всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связанно с мыслями, чувствами и побуждениями человека, в соответствии с которыми человек строит свое поведение, жизненные планы и цели. А как известно, мы сами сознательно регулируем свое поведение. В соответствии с тем, как мы регулируем свое поведение, влияет на планирование, достижение жизненных целей. А наличие целей – главное условие образования характера. Черты характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое отражение в устойчивых и глубоких интересах, которые нередко сопряжены с самостоятельностью личности, ее цельностью, планированием и моделированием своих действий.

Таким образом, целью данной работы является изучить роль саморегуляции, ее влияние на становление характера личности. Исследование проводилось на студентах факультета психологии и социальной работы Тверского Государственного университета независимо от курса и специализации.

В ходе нашей работы были поставлены и реализованы следующие задачи:

  1. изучить и проанализировать литературные источники по проблеме влияния саморегуляции на становление характера,

  2. использовать адекватные методики исследования уровня саморегуляции,

  3. отдельных ее компонентов,

  4. акцентуации характера,

  5. связь саморегуляции и характера,

  6. проанализировать полученные данные и сделать вывод о роли саморегуляции в становлении характера.

Объектом данного исследования является саморегуляция поведения личности.

Предмет исследования - психологические особенности, развитие и формирование саморегуляции поведения у человека, а также ее влияние на становление характера.

И отсюда, мы вывели гипотезу исследования: исследование саморегуляции позволяет выявить влияние ее на становление характера.

При изучении теоретического аспекта данной проблемы мы можем сказать, что развитие субъектно-деятельностного подхода к исследованию психики человека выдвигает на первый план проблему психологических механизмов саморегуляции - важнейшего системного субъектного качества. При исследовании индивидуальных проявлений саморегуляции, в свою очередь, встает проблема их личностных детерминант как своеобразных модуляторов индивидуальной активности субъекта в процессе выдвижения и организации достижения произвольно выбранных целей поведения.           Обобщая исследования личностных аспектов индивидуальных особенностей субъектной регуляции, отметим следующее. Активность субъекта опосредствуется целостной системой индивидуальной регуляции, которая, по существу, является проводником, связывающим и интегрирующим динамические и содержательные аспекты личности, осознанные и бессознательные ее структуры. Все психические средства, реализующие регуляцию целедостижения, могут и должны изучаться с точки зрения не только их взаимодействия, но и функциональной роли в осуществлении целостной регуляции. Наши исследования показали, что личностно-темпераментальные диспозиции определяют индивидуально-типические, стилевые способы регуляции целедостижения. Индивидуально-типические способы саморегуляции наряду со специальными и общими способностями - это предпосылки формирования множества индивидуальных стилей в конкретных видах учебной и профессиональной деятельности. Индивидуально-типические особенности саморегуляции, присущие человеку в силу его темперамента и характера, могут осознаваться субъектом активности; их проявление может изменяться от степени субъектной активности в процессе достижения принятой цели. По существу, именно возможность изменения степени субъектной активности и преодоления на этой основе негативных для достижения цели особенностей саморегуляции - это и есть собственно сущностная характеристика человека как субъекта достижения цели. И здесь на первый план детерминантой таких изменений выступают не столько динамические, сколько содержательные аспекты личности, в том числе потребностно-мотивационная сфера. Ее структура формируется в процессе жизнедеятельности, актуализируется при решении конкретной задачи в зависимости от ее личностной значимости и может модулировать как степень индивидуальной саморегуляции, так и регуляторный профиль.

В эмпирической части нашей работы для решения данной задачи мы воспользовались адекватными для исследования методиками: методика «Стиль саморегуляции поведения», цель которой - это диагностика развития индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля, включающего показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности; «Методика определения типа характера по К. Юнгу», цель данной методики – определение типа характера испытуемого и «Методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда», которая позволила нам выявить наиболее выделяющиеся черты характера.

У половины испытуемых средний уровень саморегуляции; 66% (больше половины) испытуемых с типом характера амбиверсия, а наиболее встречающиеся типы акцентуаций – гипертимный, эмотивный, циклотимный, тревожный, застревающий, экзальтированный, демонстративный.

Статистическая обработка данных показала нам, что существует статистически значимая, прямая взаимосвязь между саморегуляцией и характером. Следовательно, можно считать, что гипотеза нашего исследования подтвердилась. То есть цель нашего исследования была достигнута.

В формировании характера роль саморегуляции возможно и не главная, но она существует. Характер, не является врожденным, он формируется, главным образом, за счет саморегуляции и воспитания человека. Формирование характера начинается с раннего детства, и к тому времени, когда ребенок пойдет в школу, у него уже довольно четко можно сформировать такие качества, как целеустремленность, трудолюбие, настойчивость, ответственность, добросовестность, контактность при условии правильного воспитания.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. Как уже говорилось, характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. Так как исследование проводилось на студентах, важным будет говорить о том, что на данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности.

Литература

    1. Моросанова В. И. Стиль саморегуляции поведения (ССПМ): руководство.–М.: Когнито - Центр, 2004. – 44с. (психологический инструментарий)

    2. Краткий психологический словарь/Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.-М.: Полиздат, 1985. -431с.

    3. Мироненко В. В. Хрестоматия по психологии. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А. В. Петровского. Сост. и авт. вводных очерков канд. психол. наук В. В. Мироненко. М., «Просвещение», 1977.

    4. Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. и др. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал. — 1989. — Т. 10, № 2. — С. 121–133.

    5. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.,1989.

    6. Зотова О.И. Направленность личности и социальная регуляция поведения молодёжи // Психология личности и образ жизни. — М.: Наука, 1987. — С. 30–33.

    7. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Издательский центр «Академия» ; Раритет. -1997.-704с.

    8. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.,1977.

    9. Моросанова В.И. Акцентуация характера и стиль саморегуляции у студентов// Вопросы психологии. 1997. №6. С. 30-38.

    10. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М., 1998

    11. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. 2000. №2. С. 118-127.

Е.С. Кожанова, студентка III курса

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

старший преподаватель Н.В. Губская-Борисова