logo
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков

Социальную дезадаптацию рассматривают как нарушение процесса социального развития индивида, как психическое состояние, возникающее из-за несоответствия психосоциального и психофизиологического статуса человека требованиям изменившейся, возможно критически, социальной ситуации [5, 36].

Признаками социальной дезадаптации у подростков являются: утрата положительно ориентированных социальных установок; нарушение норм морали и права; асоциальные формы поведения и деформация ценностных ориентаций; утрата социальных связей с семьей и школой; резкое ухудшение нервно-психического здоровья; ранняя подростковая алкоголизация; склонность к суициду; нарушение эмоционально-волевой сферы; неадекватная самооценка [3, 48].

В исследовании природы дезадаптации особое внимание уделяется соотношению биологического и социального в поведении индивида. Наиболее обоснована теоретически и подтверждена практически в первую очередь социальная обусловленность социальных отклонений, что отнюдь не исключает влияния индивидуальных свойств личности, которые так или иначе отражаются на процессе социализации [1, 67].

Значительную роль в формировании дезадаптации у подростков отводят телевидению. Психика подростка испытывает наиболее сильную нагрузку от воздействия данного средства массовой информации. Это связано с тем, что такая структура психики как цензура или своеобразный барьер критичности на пути информации, поступаемой из внешнего мира, еще до конца не сформирована. А потому почти любая информация из внешнего мира, из социума, попадает в психику подростка закладывает негативные модели поведения в подсознание [6, 56].

Все средства телевидения направлены на пропаганду культа силы, материального богатства и внезапного успеха [4,72]. Частым показом проявлений насилия и жестокости оно способствуют формированию криминальной субкультуры, отрицательно влияющей на личность подростков [6,89].

Телевидение своей деятельностью изменяет привычки дезадаптированных подростков, вводя им в подсознание новые социальные установки, которые не всегда носят позитивный характер.

С помощью фильмов подростки осваивают человеческие отношения и чувства, ценности, способы поведения.

Экранные образцы поведения не обязательно копируются. Однако дезадаптированные подростки склонны воспроизводить их в реальности. Такие ребята копируют образцы «успешного» поведения независимо от того, какими средствами достигается успех.

Выделяются три основных вида негативных психологических последствий интенсивного потребления подростками, проявляющими дезадаптивные формы поведения, насилия на экране:

Влияние содержания фильмов на социально-психологические качества подростков изучалось в исследовании А.Злобиной. Она установила, что просмотр морально-инвестированных видеосюжетов оказывает отрицательное влияние на ценность социально-положительных качеств личности (честность, дружелюбие, верность, отзывчивость) и приводит к изменению контроля с внутреннего на внешний [2, 55].

Исследование, проводимое на базе ГУ «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (г. Тверь) показало, что 64% опрошенных дезадаптированных подростков смотрят телевизор каждый день. Причем предпочитаемыми каналами были названы СТС (30%), MTV (25%) и ТНТ (20%).

Соотношение популярных жанров кинофильмов среди опрошенных представлено в следующей диаграмме.

Больше половины (61%) испытуемых отметили, что им нравится, когда в фильмах присутствуют сюжеты драк и убийств, т.к. они делают просмотр более интересным.

Таким образом можно сделать вывод, что телевидение занимает значимое место в жизни дезадаптированных подростков. Для них кино и телефильмы являются не только средством развлечения, но и источником, транслятором социальных норм, образцов и моделей поведения. В качестве отрицательного персонажа чаще всего предстает неудачник, тогда как в качестве положительного – ловкач, хитрый и умелый преступник.

Литература

  1. Бреева Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. Российская академия государственной службы при Президенте РФ. – М., Дашков и К, 2004.

  2. Березовская Е.С. Актуальные вопросы исследования телевидения как социального института // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». В 3 т., М., 2003. Т. 2.

  3. Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика. – М.: Королев, Парадигма: Академический Проект, 2005.

  4. Конецкая В.П. Социология Коммуникации.– М., 1997.

  5. Основы социальной работы / Под ред. Н.Ф.Басова. – М., Академия, 2008.

  6. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева. – М.: Ин-т психологии РАН, 2007.

И.С. Никуличева, студентка III курса

Научный руководитель – старший преподаватель Р.Е. Спиридонов