logo
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр

Компьютерные игры неизбежно затрагивают психические особенности индивида: когнитивные, эмоциональные, поведенческие. Тем не менее, проблема воздействия игр на психические особенности индивида остаётся открытой. Большинство сведений о влиянии компьютерных игр на психику противоречивы и не содержат тех деталей, которые могли бы придать им вес в глазах исследователей. Единичные, пусть даже и жестокие, случаи не могут говорить о закономерном негативном влиянии компьютерных игр на психику. С другой стороны, сведений о положительном влиянии также мало.

Проведя теоретический анализ литературы по проблеме выбора компьютерных игр подростками в соответствие с когнитивными и эмоционально-поведенческими особенностями, можно сделать следующие выводы:

  1. Существующие жанровые классификации компьютерных игр не являются психологическими и не позволяют сделать адекватных психологических выводов, т.к. основаны исключительно на формальных параметрах компьютерных игр. Классификация А.Г. Шмелева так же имеет ряд недостатков: она индуктивна по своей сути и не позволяет чётко классифицировать современные игры, которые включают множество жанровых элементов. Несмотря на это, она является психологической и позволяет судить о ведущих когнитивных процессах, задействованных в различных играх. [1]

Поэтому в рамках эмпирического исследования данной курсовой работы мы будем придерживаться именно этой классификации.

  1. Для подросткового возраста характерны: повышенная возбудимость, импульсивность, резкая смена настроений и переживаний, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте у детей наблюдается наличие «подросткового комплекса», которому соответствуют перепады настроения подростков — порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. При этом необходимо отметить, что видимых, значимых причин для резкой смены настроений может и не быть. Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками — все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию. [3]

  2. В период подросткового возраста происходит формирование навыков логического мышления и теоретического мышления, а также развивается логическая память. Активно раскрываются творческие способности и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления. Интересно, что в старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы становятся всё более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания нередко опережает собственно личностное развитие детей. [3]

  3. Компьютерные игры действительно влияют на когнитивную сферу подростков, однако это влияние не столь масштабно как ожидалось и не несёт выраженного негативного эффекта. Избирательность влияния компьютерных игр на когнитивные установки подростков зависит от жанра игры. Отдельные жанры действительно влияют на когнитивные установки, причём наибольшее влияние оказывают ролевые игры. Дети, увлеченные ими, отличаются рассудительностью, большим интересом к себе, гибкостью установок. Таким образом, влияние компьютерных игр на когнитивные установки подростков не является тотальным и существующий эффект от игр является скорее положительным. [2]

Данные выводы не дают достаточного ответа на вопрос, - являются ли определяющим фактором когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков в выборе определенных видов компьютерных игр. И это связано не столько с возрастными особенностями испытуемых, сколько с отсутствием глубоких исследований по данной проблематике.

На данном этапе проводится эмпирическое исследование, которое должно помочь нам выявить когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр.

Литература

  1. Попов О. А. «Новая классификация компьютерных игр» http://psystat.at.ua

  2. Попов О. А. «Влияние компьютерных игр на когнитивные установки подростков» http://psystat.at.ua

  3. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. Реана А.А. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002 - 656 с. (Серия "Психологическая энциклопедия")

А.К. Бугрова,студентка II курса

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

доцент Л. Ж. Караванова