Подростковый возраст как этап формирования личности
Подростковый возраст имеет большую значимость в формировании сознания и развития личности подростка. Именно в этот период закладываются личностные особенности. Необходимо глубже изучить вопрос, связанный с особенностями формирования личности в подростковом периоде. Эти знания помогут психологам и педагогам при работе с подростками для помощи в преодолении трудностей, связанных с этим периодом, а родителям найти ключ к пониманию своих детей. На сегодняшний день вопрос о содержании и значении подросткового возраста не потерял свою актуальность и является важным.
Подростковый возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных(Ш. Бю– лер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) психологических подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности. Именно в подростковом возрасте закладываются личност– ные особенности, связанные с ответственностью, целостностью Я-концепции, рефлективностью как важные качества зрелой личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон).
Первым подростковый возраст выделил как время второго, самостоя– тельного рождения в жизнь и роста самосознания человека Ж.Ж. Руссо. Сущес– твует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подростко– вого возраста. Так, «отцом подросткого возраста» принято называть С. Холла, поскольку именно он впервые в 1904 году предложил концепцию данного возраста.
Многие подростки сталкиваются с кризисами на пути взросления. Личность каждого подростка формируется индивидуально и зависит от различных условий и факторов среды, в которой находится подросток. Значительное влияние имеет такой немаловажный фактор, как общение. Психологи и педагоги уделяют особое внимание именно общению детей со взрослыми. Взрослый играет ведущую роль в психическом развитии ребенка. Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Проблема общения относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.
Подростковый период охватывает возраст от 9–11 до 14–15 лет. Это промежуток между детством и взрослостью. В этот период возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируется абстрактное мышление, развивается самосознание и чувство взрослости, появляется интерес к противоположному полу, проявляется потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, формируется идеал личности, возникает склонность к рефлексии. Это период бурного развития и роста, как с физиологической, так и с психологической стороны.
Личность формируется в условиях общественного, исторического существо– вания человека, его обучения и воспитания. В истории психологии существует два направления в решении вопроса, о том, что же является движущей силой в развитии личности. Биогенетическая концепция исходит из того, что развитие личности человека определяется биологическим фактором. У человека от природы заложены формы его психической деятельности и ее содержания. Социогенетическая концепция рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды. Но ни та, ни другая концепция не способна выявить движущие силы психического развития. Ведущая роль в формировании личности принадлежит воспитанию. Социальная ситуация как условие развития личности в отрочестве отличается от ситуации в детстве. Она закладывает в его сознание совершенно новую ориентацию происходящего, сдвиги в шкале ценностей. Семья является основой, определяю–щей развитие личности подростка.
Общение является определяющим фактором в развитии личности подростка. Оно влияет на психическое развитие и личность подростка. Общение – главный вид деятельности подростка. Общение содействует развитию самостоятельности, ответственности, формированию эго-идентичности, усилению самоутверждения, расширению самосознания, изменению самооценки, развитию чувства взрослос– ти.
Общение с родителями складывается под влиянием чувства взрослости. Подростки активнее отстаивают свои права на самостоятельность, требуют равноправия, они болезненно реагируют на ограничения и претензии взрослых. Это общение насыщено проблемами. Первоисточником проблем является непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, его стремлений, ценностей, поступков. Возникают конфликты со взрослыми. В начале подросткового периода возникает ситуация, последствием которой становится противоречие, если у взрослого сохраняется отношение к подростку как к ребенку. Конфликт является неумением и нежеланием взрослого найти подростку место рядом с собой. Проблема самостоятельности и равноправия подростка в отношении со взрослыми самая сложная и острая в их общении и воспитании подростка. Общение со сверстниками имеет свою специфику. Потребность в общении со сверстниками возникает очень рано и с возрастом усиливается. Общение со сверстниками важный канал информации. Этот вид межличностных отношений, товарищества, взаимопомощи, солидарности облегчает подростку отхождение от взрослых и дает чувство благополучия и устойчивости. Это общение способствует усилению «Я». В отношении со сверстниками подросток стремится реализовать личность, определить свои возможности в общении.
Таким образом, подростковый возраст один из самых сложных периодов в онтогенезе человека. Существует немало точек зрения психологов о содержании и значении данного периода для жизни подростка. Их мнения сходятся в том, что в этот период подросток претерпевает различные физиологические и психологические изменения, происходят качественные новообразования. Подросток стоит на пути к взрослению, приобретению новых знаний и умений. Он начинает чувствовать себя взрослым, его тянет к противоположному полу, развивается самокритичность и самосознание, изменяется отношение к окружающим, появляется зависимость к мнению сверстников, формируется идеал личности, потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, происходит самоопределение. Большую роль в развитии подростка играет его семья и окружение, а также общение со взрослыми и сверстниками. Это не только значимый период для развития и становления личности, но и наиболее трудный, так как в это время происходят различные кризисы перехода к юности. Определение психологического содержания подросткового возраста до сих пор остается дискуссионной проблемой отечественной психологии. Несмотря на большое число исследований, нет пока единого мнения относительно таких ключевых аспектов этой проблемы, как ведущая деятельность подростничества, центральные новообразования возраста. Да и вопрос о том, к стабильному или кризисному возрасту следует относить подростничество, остается открытым.
Большое влияние на подростка оказывает школьное обучение и общение с педагогами. Школа занимает большое место в жизни подростка. Знания, полученные в этот период наиболее ценны и значимы для дальнейшей профориентации и нахождения своего места в жизни. Многим подросткам учеба в средней школе дается непросто, возникают трудности. Школа является одной из движущих сил развития личности ребенка, которое осуществляется через процесс обучения и воспитания. На становление и развитие личности влияет общение подростка со взрослыми, в частности с родителями. В этот период у подростка возникает чувство взрослости, подросток начинает отстаивать свои права, он хочет признания равноправия и большей свободы действий. Взрослому необходимо это понять и наладить контакт с ребенком, иначе могут возникнуть проблемы и конфликты. Они возникают с неготовностью и неспособностью взрослого понять и оценить происходящие изменения в ребенке, его быстрое взросление и стремление к равноправию. Многие родители видят в подростке несформированную несамостоятельную личность, нуждающуюся в их опеке и помощи.
Подростковый возраст – это период эмансипации ребенка от родителей. Взрослые видят во взрослении ребенка только негативные стороны, ссылаются на дурное влияние их товарищей и друзей. В психическом и эмоциональном развитии личности большую роль играет общение со сверстниками. Общаясь друг с другом, подростки обмениваются информацией, взаимодействуют друг с другом. Они ищут помощи и понимания извне, не получая их от родителей. В этом возрасте детям важно мнение сверстников, они пытаются подружиться с коллективом, стать авторитетом, быть частью команды. На вопрос о том, какое значение имеет для подростка общение со сверстниками, нет окончательного ответа, поэтому этот вопрос актуален и сегодня.
Н.Ю. Кузнецова, студентка IV курса
Научный руководитель – кандидат психологических наук,
доцент И.А. Бариляк
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности