logo
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Теории памяти

Память – это основа психической жизни человека, основа нашего сознания. Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал [2.с.111].

Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.

Память изучают вот уже на протяжении многих веков. Ещё Аристотель пытался объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Наибольшее развитие память получила в XVIII-XIX вв. Значительный вклад в изучение внесли П. П. Блонский, Б. В. Зейгарник, П. И. Зинченко, А. Р. Лурия , А.А. Смирнов, Г. Эббингауз и другие.

Сейчас, когда наука психология находится на пике развития, уникальные закономерности памяти активно изучаются. Появилось много гипотез о взаимосвязи памяти с другими психическими процессами. На сегодняшний день активно развиваются теории памяти, основы которых были заложены ранее.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы.

По мнению С.Л. Рубинштейна: «без памяти мы были бы существами мгновенья. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящей через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть» [3.с.302].

Память играет большую роль среди других психических процессов. Всякий познавательный процесс непрерывно превращается в память, и всякая память превращается во что-то другое. Всякий психический процесс превращается в память в тот момент, когда он становится условием осуществления другого процесса (или последующего шага того же процесса).

Память неотделима от других психических процессов. Память человека тесно связана с его волей, воображением, мышлением, речью и другими психическими процессами.

Память рассматривается с точки зрения разных психологических теорий: бихевиористической, гештальт-теории, деятельностной, смысловой и других.

Одной из первых теорий памяти является ассоциативная теория. Сущность этой теории заключается в том, что образы, хранящиеся в памяти человека, связаны между собой и это имеет значение для их следующего воспроизведения. Связь представлений называется ассоциацией [1.с.4].

Наиболее известными являются три вида ассоциаций: ассоциации по смежности, по сходству и ассоциации по контрасту. Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых связях с другими. Воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения [3. с.249].

Сторонники ассоциативной теории считают, что в основе всех проявлений памяти лежат ассоциации, или связь представлений и понятий. Каждое воспоминание является оживлением прежних ассоциаций. Чем богаче духовный мир человека, тем разнообразнее возникающие у него ассоциации и тем более прочна его память. Но в большинстве случаев теории ассоциативной психологии представляют собой вариант механистической трактовки психических явлений. В понимании ассоционистов психические процессы связываются, объединяются друг с другом сами, независимо от осознания нами существенных внутренних связей самих предметов и явлений, отражением которых эти психические процессы являются.

Ассоциативная теория дала много полезного для познания законов памяти. Например, в русле этой теории было установлено, как сохраняются в памяти элементы запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего между заучиванием и воспроизведением.

Таким образом, память является важным психическим процессом. Память – процесс до конца не изученный, человек изучает память, делает новые открытия, которые приводят к новым теориям. С образованием новых теорий меняется представление о памяти, каждая из них вносит свой определённый вклад в её развитие. Благодаря им, существуют многие законы памяти.

Литература

  1. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека/А.М. Вейн, Б.И. Каменецкая. – М.: Наука, 1973. – 208с.

  2. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ/ В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1986. – 314с.

  3. Маклаков А.Г. Общая психология/ А.Г. Маклаков. – Спб.: Питер, 2001. –592с.

А.В. Семечкова, студентка IV курса

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

доцент И.А. Бариляк