logo
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования

В настоящее время психологические исследования, затрагивающие профессиональную деятельность в дошкольном учреждении, проводятся сравнительно редко. Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют новые требования к личности педагога дошкольного образования. На первый план выдвигается способность педагога быть субъектом своего профессионального развития, в условиях социальной неопределенности самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем.

Педагогическая деятельность заключает в себе ряд особенностей, позволяющей характеризовать ее как потенциально аффектогенную. Она вызывает определенные личностные изменения, в том числе развитие профессиональной деформации, которая является издержками профессии (С. П. Безносов, P.M. Грановская, Э.Ф.Зеер, Э.Э. Сыманюк и др.).

Труд педагога дошкольного образования специфичен по всем его основаниям: начиная с нормативной, объективной структуры — цель, задачи, предмет, средства и условия труда, и заканчивая его субъективной стороной - особенностями профессионально важных и профессионально значимых личностных качеств.

В связи с этим, вопросы в области профессионального становления личности воспитателя дошкольного образовательного учреждения являются весьма важными при всевозрастающих требованиях к личности и деятельности педагогических кадров дошкольного образования.

Теоретической основой концепции профессионального становления личности стали исследования личности и деятельности отечественных ученых К.С. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Нечаева, Г.В.Суходольского, В.Д. Шадрикова, а также особый интерес представляют работы зарубежных ученых А.Маслоу, Дж.Сьюпера, Дж.Холланда. Большое влияние на проектирование концепции оказали работы А.А. Бодалева, Ю.М. Забродина, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистяковой.

Профессиональное становление — довольно сложный процесс, имеющий циклический характер. Влияние профессии на личность может носить как позитивный, так и негативный характер. Позитивное влияние проявляется в формировании профессионального самосознания специалиста, в развитии профессионально важных качеств и способностей, овладении профессиональным опытом, совершенствовании знаний, умений и навыков, развитии профессиональных способностей. Однако влияние профессии на личность может выражаться и в негативных проявлениях личности: заострение личностных качеств, огрубление и перенесение вовне стереотипов поведения, мышления, общения, снижающих не только профессиональные успехи, но и негативно проявляющихся в «непрофессиональной» жизни. Значительную часть негативных новообразований, сопровождающих профессиональное становление, составляет группа изменений, определяемая как «профессиональные деформации личности» [1,2,4].

В исследованиях В.И. Слободчикова и С.В. Попова процесс профессионального становления рассматривается как составляющая процесса развития. Ученые отмечают, что категория «развитие» одновременно удерживает в себе как минимум три процесса: становление, формирование, преобразование. Становление – это «переход от одного определенного состояния к другому – более высокого уровня; единство уже осуществленного и потенциально возможного».

Т.В. Кудрявцев рассматривает «профессиональное становление» как длительный процесс развития личности с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности [4,6].

Э.Ф. Зеер трактует «профессиональное становление» как формообразование личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности [4].

В различных работах известных отечественных и зарубежных авторов профессиональное становление личности рассматривается как последовательность взаимосвязанных временных стадий от возникновения и формирования профессиональных намерений до полной реализации личности в профессиональном труде (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Дж. Сьюпер и др.).

Основная сущность проблемы формирования личности профессионала сводится к двум основным положениям: 1) личность проявляется в профессии; 2) развитие личности в деятельности.

Профессиональная деятельность как бы задает направление развития личности. Е.А. Климов отмечает, что экспериментальные исследования дают основание считать наличие влияния каждой профессии на формирование сходных интересов, привычек, установок, манеры поведения, традиций, черт личности. Это позволяет говорить об идентификации личности с профессией, усвоении и отражении в личности основных особенностей конкретной профессии [5].

Взаимодействие личности с профессией является системообразующим фактором психологии труда [1,3,4,5,6,8].

Профессия нередко вынуждает работника сопротивляться действию различных влияний, обусловленных сущностью самой профессии, к которым относятся как внешние раздражители, так и специфика выполняемой деятельности. Результатом этого процесса может быть как формирование профессионала высокого класса, так и развитие профессионально нежелательных новообразований личности.

Процесс профессионального становления является одной из наиболее важных составляющих в общей жизни человека. Взаимодействие человека с миром профессий определяет его биографию, придает его жизни личностный смысл, позволяет реализовывать себя. Удачное или неудачное решение проблемы профессионального становления в значительной мере определяет течение всей последующей жизни, весь её строй и содержание [1,4,5,6,8].

Действительно, в процессе профессионального становления личность обязательно развивается. При этом речь может идти как минимум о четырех направлениях данного развития: личностно-профессиональном, профессионально-квалификационном, профессионально-должностном и нравственном (Богданов Е.Н., Гусева А.С., Деркач А.А., Дьяков В.М., Зазыкин В.Г., Омаров А.М., Реан А.А., Шепель В.М. и др.). Осваиваются новые способы и алгоритмы решения профессиональных задач, расширяется система профессиональных навыков и умений, и наряду с этим приобретаются новые знания, расширяется кругозор, сложные специальные способности, формируются новые интересы, возникают новые потребности, ценности, эталоны, усиливаются личностно-деловые и профессионально-важные качества – происходят изменения личности.

Таким образом, в процессе личностно-профессионального развития происходят следующие прогрессивные структурные изменения личности [4,5,6,8]:

1. Изменения направленности личности: расширение круга интересов и изменение системы потребностей; актуализация мотивов достижения; возрастание потребности в самореализации и саморазвитии.

2. Увеличение опыта и повышение квалификации: повышение компетентности; развитие и расширение умений и навыков; освоение новых алгоритмов решения профессиональных задач; повышение креативности деятельности.

3. Развитие сложных частных способностей.

4. Развитие профессионально-важных качеств, определяемых спецификой деятельности.

5.Развитие личностно-деловых качеств.

6.Повышение психологической готовности.

Л.П.Урванцев [9] описывает несколько характерных особенностей влияния профессии на личность:

Таким образом, все перечисленные выше особенности влияния профессии на личность накладывают специфический отпечаток и тем самым преобразуют весь облик человека.

Поскольку процесс профессионального становления является одной из наиболее важных составляющих в жизнедеятельности человека, то именно в профессиональной деятельности наиболее интенсивно и происходит изменение личности. Эти изменения затрагивают все сферы личности и проявляются на различных уровнях её организации [8].

Отрицательным моментом становится возможность появления так называемых профессиональных деформаций личности.

А. А. Майер определяет профессиональные деформации как негативные изменения личностного и деятельностного плана, возникающие под воздействием профессии. Они носят деструктивный характер и способны при определенных условиях стать устойчивыми личностными и поведенческими характеристиками педагога дошкольного образования [10].

Развитие профессиональных деформаций определяется различными факторами: 1) объективные, связанные с социально-профессиональной средой; 2) субъективные, обусловленные личностными особенностями педагога и обучаемых, характером их взаимоотношений; 3) объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионально-образовательного процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей [1,2,4].

Сенситивным моментом для зарождения профессиональной деформации являются периоды профессиональных кризисов, когда работник сталкивается с необходимостью разрешения особенно сложных профессиональных ситуаций.

Степень выраженности деформации определяется стажем работы, содержанием педагогической деятельности и индивидуально-психологическими особенностями личности педагога. Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора педагогической профессии. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности, условия труда, само отношение личности к объекту своей деятельности накладывают отпечаток на всю структуру личности. Поэтому так легко узнать представителей той или иной профессии, особенно педагогов, которые даже в неформальной обстановке выдерживают повелительный тон, авторитарны, малоэмоциональны и безапелляционны в отношении окружающих [2,3,4].

У педагогов деформированность личности профдеятельностью может проявляться на четырех уровнях (Е.И. Рогов): деформации общепедагогические, типологические деформации, специфические деформации, индивидуальные деформации.

Таким образом, профессия может существенным образом менять характер человека, приводя как к положительным, так и отрицательным последствиям. Трудность борьбы с профессиональной деформацией заключается в том, что она, как правило, не осознается работником. Поэтому профессионалам очень важно знать о возможных последствиях этого явления и более объективно относиться к своим недостаткам в процессе взаимодействия с окружающими в повседневной и профессиональной жизни.

Профессиональные деформации неизбежны, но при использовании разнообразных личностно ориентированных технологий коррекции и средств профилактики возможно их преодоление. Целенаправленная работа в этом направлении должна стать одной из значимых задач в психологии труда и предметом психологических исследований ближайшего будущего.

Литература:

  1. Анцыферова, Л. И. Условия деформаций развития личности и конструктивные силы человека // Психология личности: новые исследования / под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского и М. И. Воловиковой. – М., 1998. – С. 31.

  2. Жалагина, Т. А. Психологическая профилактика профессиональной деформации личности преподавателя вуза: дис. … д-ра психол. наук. – Тверь, 2004. – 309 с.

  3. Жалагина, Т. А. Профессионально-личностное самоопределение субъекта труда: профилактика и коррекция профессиональной деформации личности // Актуальные проблемы психологии управления: коллективная монография. – Тверь, 2004. – С. 169–180.

  4. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития – М. : Академия, 2009. – 240 с.

  5. Климов, Е. А. Психология профессионала – М.; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2004. – 481 с.

  6. Маркова, А. К. Психология профессионализма – Самара : АСВТ, 2004. – 361 с.

  7. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений – М. : Академия, 2004. – 320 с.

  8. Орел, В. Е. Профессиональное развитие личности // Общая и прикладная психология. Хрестоматия. – М.; Ярославль, 2001. – С. 358–378.

  9. Урванцев, Л. П. Влияние профессиональной деятельности на психику: факты, гипотезы, проблемы // Психологические закономерности профессионализации : межвуз. сб. науч. тр. – Ярославль, 1991.

  10. Майер, А.А. Профилактика и преодоление профессиональных деформаций педагога до-школьного образования // Детский сад: теория и практика. – 2011. –№ 11 – С. 52-59.

Данилина М. В., аспирант ТвГУ,

19.00.05 – социальная психология,

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

доцент Е.Д. Короткина