Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
В современном обществе с его глобальными изменениями в культуре, экономике и политике всё больше обостряются вопросы, связанные с отношением к «иному», «чужому». Разные национальности существуют не только в рамках своих государств (соседствуя с другими), но и внутри многонациональных (как, например, и в России).
Но «инакость» выражается не только в разных этнических чертах. Группу людей, отличающихся по определённым параметрам от основного населения, принято назвать меньшинствами. Из истории нам известны примеры, когда представители меньшинств подвергались геноциду со стороны властей своей страны. Пожалуй, самый известный пример подобных действий – Холокост. В интересах человечества, чтобы подобные катастрофы не случались больше никогда.
Стоит отметить, что в наше время меньшинства (любого рода) имеют возможность отстаивать свои права, проводить митинги, парады и так далее. Это шаг государственной толерантности.
Но заметим, что важнее государственной толерантности является толерантность личностная. Мы утверждаем это, исходя из соображений, что государственная толерантность является внешней установкой, не обязательно принимаемой каждым гражданином данной страны лично. В то время как истинная толерантность рождается внутри каждой личности.
Психология в какой-то мере ответственна за будущее человека.
Поэтому, чем больше удастся собрать информации в пределах данной науки, тем ближе успех в миротворческом деле психологии.
Мы задались целью выявить взаимосвязь темперамента человека и общего уровня его толерантности.
Наша основная гипотеза гласила: «между темпераментом и толерантностью имеется взаимосвязь», так же мы поставили дополнительную гипотезу: «холерики являются самыми интолерантными среди прочих темпераментов». Проанализировав все полученные данные, мы пришли к следующим выводам. Нельзя сказать, что представители того или иного темперамента являются более толерантными или интолерантными, чем другие. В то же время, можно отметить определённые закономерности.
Холерики, являющиеся «неуравновешенными» экстравертами, могут проявлять более широкий спектр уровней общей толерантности. Полагаем, это явление можно связать именно с сочетанием «нейротизма» и «экстраверсии». Вспомним краткую характеристику этого типа темперамента: «Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но не уравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Они способны преодолевать значительные трудности, но плохо сдерживают себя, легко «взрываются». [3]»
Вывод о том, что именно сочетание обоих этих признаков – и нейротизм, и экстраверсия – определяют разнообразие спектра уровней толерантности, нам позволяет сделать наблюдение за остальными испытуемыми – представителями того или иного темперамента.
Меланхолики – «…высокая чувствительность нервной системы, тонкая реакция на малейшие оттенки чувств, глубокие эмоциональные переживания, отличающиеся большой устойчивостью…» [1] – проявили высокий (54,5% испытуемых-меланхоликов) и средний (45,5% испытуемых-меланхоликов) уровень толерантности. Таким образом, «неуравновешенные» интроверты – меланхолики – не проявляют такой разброс относительно уровней толерантности – среди испытуемых нет ни одного меланхолика с низким уровнем толерантности.
Что касается сангвиников – «человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности» [2]. Так же, как и меланхолики, испытуемые-сангвиники «разделились» на две группы по уровню толерантности, однако с другим процентным соотношением: 75% испытуемых-сангвиников имеют средний, а 25% - высокий уровень толерантности. И так же, как среди испытуемых-меланхоликов, среди испытуемых-сангвиников не обнаружилось ни одного человека с низким уровнем толерантности.
Флегматики – «Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний» [4]. Таким образом, флегматики являются полной противоположностью холериков: в то время как холерики характеризуются нейротизмом и экстраверсией, флегматики – стабильностью и интроверсией. Отражение этой противоположности мы наблюдаем и в таблицах по результатам нашего исследования – 100% испытуемых-флегматиков имеют высокий уровень толерантности, то есть узкий спектр уровней толерантности, ограничивающийся лишь высоки уровнем.
В силу объективных обстоятельств, мы не можем считать основную гипотезу доказанной или опровергнутой. Что же касается дополнительной гипотезы – «холерики являются самыми интолерантными среди прочих темпераментов», считаем возможным сказать, что гипотеза подтвердилась отчасти – всё же среди всех испытуемых только испытуемые-холерики проявили низкий уровень толерантности. А частично доказанной это гипотезу считаем потому, что большая часть испытуемых-холериков проявила всё же средний уровень общей толерантности.
Литература
Большой психологической словарь, М., 2000.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
Психологический словарь. И.М. Кондаков, 2000.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
А.Ю. Рубликова, студентка I курса
Научный руководитель – кандидат психологических наук,
доцент Л. Ж. Караванова
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности