Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
При всех психических заболеваниях самосознание поражается раньше, чем предметное сознание. Одной из специфических форм его нарушения является деперсонализация.
Люди с деперсонализационно-дереализационным синдромом должны быть социально адаптированы, но существует мало программ для их адаптации и полноценного функционирования в обществе. Мы решили посмотреть, как синдром влияет на интеллектуальную деятельность человека, в частности, наименее исследованная область – взаимосвязь данных параметров (социального, общего, эмоционального интеллекта) с аффективным расстройством (тревогой), который является ведущим симптомом. Тема в данном ракурсе не поднималась, в нашей работе она звучит впервые.
Гипотеза исследования: наличие взаимосвязи деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой).
Основными итогами нашего исследования можно считать:
Показатели вербальной экспрессии (социальный интеллект) отрицательно связаны с интергральными показателями эмоционального интеллекта (r = -,529*, p > 0,05). Люди с деперсонализационно-дереализационным синдромом плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения.
Также при высоком уровне значимости достоверную взаимосвязь с тревогой мы наблюдали: вербальной экспрессии (соц. интеллекта) r = ,550*, p > 0,05, и ОЭИ (общего эмоционального интеллекта). Связь тревоги с вербальной экспрессией можно интерпретировать тем, что при тревоге люди с данным синдромом более склонны к яркому проявлению чувств, настроений, мыслей. Чем выше уровень тревоги, тем выразительней экспрессия. Так как из-за переживаний эмоциональный фон становится более сильным.
Взаимосвязь тревоги с эмоциональным интеллектом (r = ,592*, p > 0,05) можно интерпретировать так, что люди с низким уровнем эмоционального интеллекта плохо понимают свои эмоции и чувства других людей. Такие люди не всегда способны управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение менее адаптивно, они труднее добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими, соответственно уровень тревоги у таких людей будет выше.
Общий уровень развития социального интеллекта (интегрального фактора познания поведения) мы определяли на основе композитной оценки. Она в данной выборке в большинстве случаях была равна 3 баллам – средний социальный интеллект.
Показатели по комплексу вербальных субтестов (общий интеллект) имеет значения выше среднего. Предполагается общая способность оперировать словами как сигналами и символами. При высоких результатах по этому комплексу преобладает вербальный интеллект, имеется общая ориентация на общественные науки и изучение иностранных языков.
По комплексу математических субтестов (5, 6), предполагающему способности в области практической математики и программирования, показатели испытуемых средние и низкие. Т.е. операции с числами при данном синдроме выполняются хуже.
По комплексу конструктивных субтестов (7, 8), предполагающему развитые конструктивные (пространственные) способности теоретического и практического плана, показатели также в основном средние и низкие. Данные результаты были ожидаемы в виду того, что деперсонализационно-дереализационному синдрому присуще временная плохая ориентированность не только окружающем пространстве, но и в своей схеме тела.
При высоких показателях тревоги были «низкие» и «очень низкие» показатели по методике эмоционального интеллекта. Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей при данном синдроме снижена. Также низкие показатели по способности вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций.
В эмпирическом плане мы выявили, что при деперсонализационно-дереализационном синдроме общий интеллект остаётся сохранен, но при нём страдает социальный и эмоциональный интеллекты. Также было выявлено, что тревога при синдроме взаимосвязана с вербальной экспрессией (соц. интеллектом) и эмоциональным интеллектом. При синдроме операции с числами выполняются хуже, т.е. больше страдает математическая сфера, но менее страдает вербальный интеллект.
Данное исследование можно рассматривать как пилотажное и результаты, полученные в ходе его проведения, требуют ещё дальнейшей проверки. Необходимо выявить факторы, влияющие на полученные данные.
Литература
Гилфорд Дж. (1965). Структурная модель интеллекта// Психология мышления. М.: Прогресс.
Люсин Д.В. Современный представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, 2004. с. 29-36.
Меграбян А. А. Деперсонализация. Ереван, 1962.
Нуллер Ю.Л. «Депрессия и деперсонализация», — Л: Медицина, 1981.
Панкратова А.А. Практический, социальный и эмоциональный виды интеллекта: сравнительный анализ. – Журн. Вопросы психологии № 2, 2010. с. 111-119.
Пиаже Ж. (1969). Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М.: Просвещение.
А.В. Слугина, студентка V курса
Научный руководитель – кандидат психологических наук
доцент, Н.В. Оглезнева
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности