Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
Нестабильная политическая и экономическая обстановка в стране негативно влияет на нравственность и правовые представления в обществе. Рост рецидивной преступности и удельный вес корыстных и корыстно – насильственных преступлений повлек за собой интенсивное увеличение количества осужденных, что делает актуальным исследование данной проблемы.
Основными формами поведения у осужденных мужского пола совершивших рецидив преступления, являются насилие и жестокость. Причинами, обусловливающими их возникновение, на наш взгляд могут быть индивидуально - психологические особенности эмоционально-волевой сферы осужденных
Многие зарубежные авторы, как и отечественные исследователи, акцентируют внимание на личности преступника. В частности, важным фактором риска совершения правонарушения считают расстройства эмоционально – волевой сферы, повышенную агрессивность субъекта и неумение наиболее точно и эффективно отражать свои и чужие эмоции для успешного управления ими в целях и задачах взаимодействия с окружающим миром. [12]
Однако изучение личности как целостного образования представляет собой не анализ ее составляющих, а изучение их взаимосвязей, а также выявление ведущего качества, обладающего возможностями системообразования, и в силу этого, определяющего остальные ее черты и поведение в целом. Таким качеством может быть, например, агрессивность, обуславливающая и восприятие окружающего мира, и характер поведения, и его направленность. Можно сказать, что у некоторых людей агрессивность является системообразующим качеством, что делает понятным и внутренне целесообразным преступное поведение. Это качество образует сущность данной личности. [1]
Предметом аналитического исследования, предпринятого Ф.С.Сафуановым, является криминальная агрессия. Учитывая проблемы, возникающие при понимании феномена агрессии, которые связаны с необходимостью учета трех разных позиций (наблюдателя, субъекта и объекта агрессии) и неоднозначностью соотношения мотива и цели при совершении правонарушения, автор дает определение криминальной агрессии как формы поведения, реализующего намерение по отношению к потерпевшему и объективно направленного на причинение вреда его жизни или здоровью [8]. Таким образом, понятия «агрессия» и «общественно опасное действие» являются пересекающимися, но не тождественными. Пересечение этих категорий и дает объем понятия «криминальная агрессия», включающего в себя агрессивные преступления.
Исследуя агрессивность преступников, Ф.С.Сафуанов отмечает, что высокий уровень этого свойства выступает у них в основном как мотивационная тенденция или черта личности. В то же время у преступников слабо развиты личностные структуры, способные подавлять агрессивные мотивы. Они проявляют свою агрессивность в любых, даже нейтральных обстоятельствах. Особенно выраженной чертой личности агрессивность становится при снижении самоконтроля. [9]
Самоконтроль предполагает способность руководить собственным поведением в эмоционально - сложной или экстремальной ситуации, умение выдерживать длительную эмоциональную нагрузку, умение преодолевать преграды
У осужденных часто деформирована направленность волевой активности. В их поведении и деятельности доминирующую роль играют мотивы, связанные с удовлетворением сиюминутных потребностей, стремление во всем видеть только личную выгоду, искаженное понимание ответственности. Недостатки динамической стороны воли выражаются в неразвитой способности к задержке отрицательных мотивов и побуждений, повышенной аффективности и импульсивности поведения. Имеет место дисгармония между силой побуждения и торможения. Эти особенности проявляются у осужденных на разных этапах волевого действия - постановки цели, планирования, исполнения. [11]
Эмоции, являясь предметом психологической саморегуляции, представляют собой сложную регуляторную систему, которая независимо от сознания влияет на всю человеческую деятельность. Продуктом системы эмоциональной регуляции деятельности являются эмоциональные состояния, которые «могут ускорять протекание психических явлений и функций, выполняя роль катализатора, и замедлять их течение, играя роль ингибитора». [7]
Можно предположить, что важную роль в эмоциональной регуляции играет интенсивность эмоций. В случаях чрезмерной активности, под влиянием высокоинтенсивных эмоций, вне зависимости от их знака, может наблюдаться дезорганизация поведения. [2]
Закономерным является следующий вопрос: как объяснить, что у одних людей возникают эмоциональные состояния, дезорганизующие их поведение, а у других таких сильных и в известном смысле деструктивных эмоций не возникает, а если они и возникают, то не разрушают деятельность? По нашему мнению, как и с точки зрения ряда отечественных авторов [78; 5], эти индивидуальные различия обусловлены степенью, опосредствованности поведения, уровнем развития механизмов психологической саморегуляции, и, в частности, сформированностью адекватных стратегий управления своими эмоциональными состояниями.
Способы саморегуляции эмоций можно разделить на стратегии, связанные с универсальными психическими процессами и стратегии, основанные на мышлении.
Стратегии, связанные с памятью. Наиболее очевидной и часто используемой стратегией регуляции своих и чужих эмоций является обращение к автобиографическим воспоминаниям. Для облегчения автобиографических воспоминаний могут быть использованы фотографии [6], кадры семейной кинохроники, знаковые для личности музыкальные композиции и даже запахи.
Стратегии, связанные с вниманием. Способность человека использования свое внимание с целью изменения наличного эмоционального состояния может проявляться через отвлечение внимания и его переключение с негативных переживаний и связанных с ними мыслей на что-либо другое (эмоционально нейтральное или интересное
Стратегии, связанные с воображением. Основной характеристикой этого класса способов саморегуляции эмоций является большой удельный вес образности в процессах переработки информации. Первый подкласс имажинитивных стратегий - это планирование и помещение во временную перспективу, заключающееся в том, что субъект представляет возможные эмоциональные последствия той или иной ситуации и заранее продумывает возможные шаги по ее регулированию. В исследовании К.Кэрвера и коллег было показано, что эти стратегии положительно коррелируют с оптимизмом и высокой самооценкой, а отрицательно - с тревогой и тревожностью.
Стратегии, основанные на мышлении. Центральной особенностью когнитивных стратегий саморегуляции эмоций, основанных на мышлении, является возможность изменения эмоционального смысла ситуации и актуального эмоционального состояния путем использования логических операций (например, доводов «за» и «против» того, что определенная ситуация и связанные с ней эмоции могут нанести невосполнимый ущерб личности субъекта). К этому классу стратегий относятся когнитивный пересмотр и выделяемая некоторыми авторами стратегия принятия ситуации. Обучение реалистическому способу мышления об эмоциях и их последствиях, а также рациональным стратегиям саморегуляции своих эмоциональных состояний является главной задачей когнитивной психотерапии. [10]
Таким образом, по нашему мнению, является целесообразным проведения эмпирического исследования для выявления взаимосвязей таких качеств личности осужденных мужского пола совершивших рецидив корыстных и корыстно-насильственных преступлений как: агрессивность, волевой самоконтроль поведения и эмоциональный интеллект. А так же сравнительное исследование данных качеств осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления.
Литература:
Антонян Ю.М. Личность преступника индивидуальная профилактика преступлений: сопоставление и выводы / Ю.М.Антонян // Личность преступников и индивидуальное воздействие на них : Сборник научных трудов. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1989.
Ганзен В.А. Психические состояния /В.А. Ганзен: СПб., 2000.
Зейгарник, Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психолжурн. Т. 10. 1989. №2.
Иванников В. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1998
Кудрявцев И.А., Сафуанов Ф.С. Эмоциональная и смысловая регуляция восприятия у психопатических личностей возбудимого и истерического круга // Ж. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1984. Вып. 12.
Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. М.: Изд-во УРАО, 2000.
Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. -М.: ПерСе, 2005.
Сафуанов Ф.С. Социально-психологический анализ индуцированных психических расстройств в судебно-психиатрической практике / Ф.С.Сафуанов, Е.В.Макушкин // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. 1995.
Сухов А.Н. Социально-психологические явления в среде осужденных : Учебное пособие / А.Н.Сухов. Рязань : РВШ МВД СССР, 1987.
Холмогорова, А.Б. Когнитивная психотерапия и отечественная психология мышления // Московский психотерапевтический журнал, 20016. — № 4.
Энциклопедия современной юридической психологии/ Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко, 2002 г.
Poulin F.Reactive and proactive aggression : evidence of a two-factor model / F. Poulin // Psychological assessment. 2000. - № 2.
Н.А. Фёдорова, студентка IV курса
Научный руководитель – кандидат психологических наук
доцент, Т.М. Васильева
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности