К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
Компетентностная модель обучения предполагает переход к новой системе оценивания результатов обучения студентов, т.к. в качестве базовых категорий выступают компетенция и компетентность, которые предполагают, что студент во время обучения не только приобретает знания, умения и навыки, но и развивается как личность, профессионал. Поэтому необходимо оценивать и уровень развития личностных качеств (коммуникабельность, способность к самостоятельному приобретению и продуцированию недостающих знаний, готовность к работе в команде и принятию решений в профессиональной деятельности), что представляет собой не простую задачу. Новые образовательные стандарты не содержат дидактического инструментария, позволяющего измерить и оценить результаты обучения. В них предлагается вузам самостоятельно создавать фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.
В структуре каждой компетенции можно выделить несколько компонентов: содержательный или когнитивный (наличие системы знаний); технологический или операциональный (владение методами, технологиями); личностный (этические и социальные установки, творческий потенциал, ценностные ориентиры, черты личности). Когнитивный и технологический компоненты традиционно оцениваются в форме оценок по учебным дисциплинам, а вот обоснование и выбор согласованных критериев измерения личностного компонента приобретенных компетенций представляют собой сложную задачу.
Существующие на данный момент методические разработки по измерению и оцениванию компетенций с учетом личностных свойств обучающихся опираются, главным образом, на экспертную оценку преподавателями результатов самостоятельной работы студентов. Однако, необходимым условием объективности и достоверности любой экспертной оценки является участие в экспертизе достаточно большой группы экспертов. Соблюдение этого условия вряд ли возможно при промежуточной или текущей аттестации студентов.
Таким образом, на сегодняшний день при оценке уровня сформированности компетенций оценивается в основном ее когнитивный и технологический компоненты, личностный компонент если и оценивается, то опосредовано через субъективное отношение преподавателя к студенту, которое может влиять на оценку по дисциплине. На данный момент нет единой четкой объективной системы оценки сформированности той или иной компетенции у студентов, соответственно и компетентность обучающегося, складывающаяся из общей суммы компетенций, тоже не может быть достоверно измерена.
В качестве возможного решения этой задачи нами предлагается Метод оценки сформированности компетенций включающий следующие этапы.
1) Экспертная оценка уровня сформированности компетенций. Курс обучения по каждой учебной дисциплине предполагает освоение нескольких компетенций, заявленных в учебной программе. Преподавателю предлагается помимо оценки в форме зачета или экзамена по дисциплине, оценить и уровень сформированности этих компетенций у студентов. Для оценки компетенций целесообразно ввести 7-балльную шкалу, которая более дифференцирована, в отличие от принятой сегодня 4-балльной, например: 1 – совершенно не владеет, 2 – скорее не владеет, 3 – слабо владеет, 4 – удовлетворительно владеет, 5 – достаточно владеет, 6 – хорошо владеет, 7 – владеет в совершенстве. Таким образом, экзаменационная ведомость по каждой дисциплине должна включать оценку не только по предмету за экзамен, но и оценку сформированности компетенций, что также позволит дифференцировать студентов по дисциплинам, заканчивающимся зачетом.
2) Мониторинг сформированности компетенций. Каждая компетенция осваивается студентами на разных курсах в рамках разных учебных дисциплин. Мониторинг изменения в уровне ее развития от курса к курсу, позволит увидеть тенденции в изменении; выявить факторы, влияющие на ее изменение (возможно взаимовлияние компетенций друг на друга), и дать рекомендации о воздействующих мероприятиях. Это позволит построить личный профиль компетентности студента и отслеживать изменения в нем.
3) Диагностика личностных качеств. Для оценки личностных качеств предлагается проводить тестирования с использованием методик. В виду трудоемкости тестирования его можно проводить раз в 1-2 года или на выпускном курсе, чтобы оценить итоговый уровень выпускника. Но какие личностные качества необходимо оценивать? На наш взгляд, главными профессионально важными и системообразующими качествами психолога являются:
общая и профессиональная направленность личности, отражающая побуждения человека (интересы, желания склонности и т. д.);
эмоциональный интеллект, который включает такие категории как самосознание, самоконтроль, эмпатия, навыки отношения, мотивация, управление эмоциями;
профессиональная идентичность (внутреннее ощущение себя психологом, принятие профессиональных ценностей);
коммуникативные способности/качества и вербальные способности (умение ясно и четко говорить);
развитое логическое мышление и креативность, т.к. работа в системе «человек-человек» предполагает индивидуальный подход к каждому человеку, поиск индивидуальных, нестандартных решений.
А.М. Вековешникова, студентка V курса
Научный руководитель – кандидат психологических наук,
старший преподаватель Е.С. Ребрилова
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности