logo
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Развитие творческого мышления

В современном, модернизирующемся обществе вместо послушного исполнителя, работающего по устоявшейся традиции, стал, востребован человек, способный быстро ориентироваться в ситуации, творчески решать возникающие проблемы, понимающий и принимающий всю меру ответственности за свои решения. Главной задачей на сегодняшний день выступает формирование творческой личности, способной к самоопределению в быстро меняющемся мире. Перед учебными заведениями встает проблема выявления  творческого потенциала, развитие творческого мышления детей.

В современных условиях проблема развития творческого мышления учащихся приобретает особую актуальность. Это связано с постоянно возрастающими потребностями общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить инновационные решения в условиях неопределенности и множественности выбора. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я». В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. [1; С. 23].

Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Согласно мысли Л.С.Выготского, обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребенка.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Мышление - это высший познавательный процесс, деятельность по преобразованию действительности, создании нового, изменении существующих условий. Творческое мышление - процесс создания чего-то нового, представляющего интерес для индивидуумов, группы, организации или общества.

Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы - это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.

Признаки творческого акта: бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания и спонтанность, внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин.

Творческое мышление - пластично. Творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два. Творческое мышление подвижно: для него не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения. И творческое мышление оригинально. Оно порождает неожиданные, небанальные и непривычные решения.

Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида. [3; С. 127].

В психологии развития существуют три подхода к проблеме развития творческого мышления: 1) генетический; 2) средовой; 3) генотип - средового взаимодействие.

Существуют два направления проблемы развития творческого мышления: а) влияние условий воспитания и повседневной жизни; б) проведение развивающего эксперимента.

Развитие творческого мышления совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе взаимодействия с миром, посредством овладения в процессе обучения содержания материальной и духовной культуры, искусства.

Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для творческой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества. [2; С. 40].

Таким образом, целью нашей курсовой работы являлось: выявление психологических особенностей творческого мышления младшего школьника.

В рамках нашей работы было проведено исследование уровня творческого мышления у детей младшего школьного возраста. Базой исследования - МОУ Лесная СОШ, в качестве испытуемых ученики 4-х классов. В исследовании были использованы следующие методики: «Тест креативности Е.Торранса» и «Тест Д.Гилфорда на изучение творческого мышления».

По результатам проведенного исследования все испытуемые разделились на три группы: 1 группа дети с несколько низким уровнем развития творческого мышления, 2 группа дети со средним уровнем развития творческого мышления, 3 группа дети с высоким уровнем развития творческого мышления.

Таким образом, преобладающий процент испытуемых имеет средний уровень развития творческого мышления.

Полученные нами результаты можно использовать для дальнейшей психолого - педагогической работы с детьми, для повышения уровня творческого мышления, для развития основных мыслительных процессов, для развития разнообразных видов мышления, для развития творческого потенциала, для развития креативных способностей.

Литература

  1. Богоявленская, Д. Б. О предмете исследования творческих способностей. Д. Б. Богоявленская. // Психол. Журнал.- 1995. - т.16. - №5.

  2. Гальперин, П.Я. Котик Н.Р. К психологии творческого мышленияП.Я. Гальперин //Вопросы психологии. - 1992. - №5.

  3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: «Учебники нового века», 2001

  4. Туник Е.Е. . Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002.

Т.И. Никулина,студентка II курса

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

доцент Л. Ж. Караванова