logo
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Речь как психологический процесс

Речь является важной частью человеческой жизни. Нас учат говорить в раннем детстве, затем мы совершенствуем свою речь на протяжении жизни, до самого ее конца. Речь изучали многие ученые, но до конца этот психический познавательный процесс не изучен. Так что же такое на самом деле речь?

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык является средством существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта, общения и орудием интеллектуальной деятельности.

Речь развивалась вместе с человеком в процессе филогенеза. Ее возникновение связано с трудовой деятельностью человека, а именно с ее координацией. Сначала возникла кинетическая речь (общение посредством движений тела). Затем появилась жестовая речь, затем звуковая, которая изначально была не столь развита по сравнению с ее современным состоянием, и наконец, письменная.

Речь является не только средством общения, но и мышления, управления поведением других людей и саморегуляции. Между речью и мышлением существует единство, так как речь является формой существования мысли. Но важно отметить, что только единство, не тождество. Эти процессы имеют разные корни, но их не следует рассматривать в отдельности.

Когда речь соединяется с другими психическими познавательными процессами, она включается в их регуляцию и перестраивает сами эти процессы, выступая в качестве посредника, способствуя превращению их в высшие психические функции.

Существуют такие виды речи: жестовая и звуковая, сокращенная и свернутая, письменная и устная, внешняя и внутренняя.

Что же физиологически обеспечивает речь? Выделены две группы, которые занимаются обеспечением речи: периферические и центральные. К центральным относят определенные структуры головного мозга, а к периферическим – голосовой аппарат и органы слуха.

Выяснено, что речь в филогенезе выступала как средство общения людей, способ обмена между ними информацией. Также среди ученых идет спор о том, что можно ли говорить о способности к усвоению речи человеком, как о врожденной или нет.

Развитие речи у ребенка опосредовано обучением. Еще до того как ребенок начинает говорить, он приобретает пассивный фонетический аппарат. Сопоставление малой детской речи с развитой речью особенно ярко обнаруживает, как велика роль речи взрослых в умственном развитии ребенка.

Речь является по существу первой элементарной формой знания. Речь, не только сообщает уже готовую мысль, она включается в процесс формирования мышления. Сама формулировка мысли в слове приводит к тому, что ребенок в результате лучше понимает, чем понимал до словесной формулировки своей мысли.

Психологически в известном смысле всякая подлинная речь, передающая мысль, желание говорящего, является связной речью. Но речь может быть и несвязной и этому есть причины: неосознание связи в мыслях говорящего, и не выявление этих связей в речи говорящего.

Письменная речь имеет большое значение для умственного развития ребенка, но овладение ею представляет и некоторые трудности. Также развитие письменной речи связано с развитием связной речи, даже можно сказать, что она является основным звеном в развитии письменной.

Речь маленького ребенка обладает яркой выразительностью, даже можно сказать чрезмерной. Но потом, с уменьшением детской импульсивности, непроизвольная выразительность снижается, речь становится более регламентированной.

Мы рассмотрели такой психический познавательный процесс как речь. Многие аспекты этого явления были выявлены в результате этой работы, но не все, так как этот процесс еще не изучен учеными полностью. Цели работы достигнуты.

Ю.В. Чумак, студентка III курса

Научный руководитель – доктор психологических наук,

профессор Н.В. Копылова