logo
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.

Важным целеполагающим аспектом дошкольного воспитания детей сегодня является формирование мировосприятия ребенка, ориентированного его развития на общечеловеческие духовные ценности. Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребенка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребенка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей профессии [5]. В этом процессе ребенок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребенка в процессе осваиваемой им деятельности.

Эстетическая деятельность – это духовно-практическая, эмоционально-рациональная деятельность человека, содержанием которой является формообразование, а целью – гармонизация себя, мира и своих отношений с миром.

В предложенной концепции понимания эстетической деятельности говорится о форме вообще и о деятельности формообразования: мыслительной, интуитивной, чувственной и материальной во всех направлениях жизнедеятельности человека, а также о формообразующих аспектах как универсальной характеристике всех видов художественной деятельности [4].

Такая деятельность по формообразованию внутри художественной деятельности или вне её является эстетической деятельностью.

Эстетическая деятельность – это развитие следующих эстетических способностей: эстетического  созерцания, образного мышления, продуктивного воображения, игры воображения и рассудка, соучастия, остроумия, опережающей эмоциональной оценки объекта в проблемной ситуации и т.д.

К эстетическим способностям относятся особенности общего мышления и восприятия: воображение, творчество, образность, эмпатия.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что в детском возрасте развивается особый вид активности – эстетическая активность, и изобразительная деятельность наряду с игрой выступает ведущим видом деятельности (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.П. Давыдов, Т.С. Комарова, В.Т. Кудрявцев, А.Н.Леонтьев, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин), создающим особые условия для этого; у детей наблюдается раннее проявление эстетических чувств (Н.М. Аксарина, М.Ю. Кистяковская, Н.Ф. Ладыгина, М.И. Лисина, В.С. Мухина); отмечается художественность восприятия детьми окружающего мира, эстетический интерес, оценочное отношение к изображаемому, изобразительным материалам, средствам выразительности (Т.С. Комарова, В.С. Мухина, Б.М. Неменский, Е.А. Флерина).

В дошкольном возрасте дети наиболее подвержены эстетическим влияниям со стороны окружающей действительности, они усваивают общественный опыт, накопленный предшествующими поколениями, обучаются определённым знаниям и умениям, овладевают определенными эстетическими и нравственными нормами через продуктивные виды деятельности, в частности рисование, и без такого присвоения общественного опыта психическое развитие вообще оказывается невозможным (Л.С. Выготский, В.П. Давыдов, А.В. Запорожец, П.Ф. Каптерев, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Б.Л. Эльконин).

Данные, полученные в результате исследований (П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, С.А.Козлова, Т.С.Комарова, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина) дают основание выделить роль специально-организованной деятельности детей в формировании личности дошкольника. При правильной организации воспитания, основывающегося на научном знании возрастных и индивидуальных психологических особенностей дошкольника, возможно достигнуть высокого уровня развития психических функций, поскольку ребенок обладает громадными потенциальными возможностями. Систематическая работа с детьми по выбранному направлению развития обеспечивает процесс постепенного поступательного движения вперед в освоении детьми нового, является необходимым условием эстетического развития дошкольников.

Литература

  1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.-Т. 4. . - М.: Владос, 2008..

  2. Леонтьев А.Н. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология". - М., 1997.

  3. Кандинский В. О духовном в искусстве. - М.,1992.

  4. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. Авторы-составители: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. – Ростов н/Д, 2003.

  5. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). – Екатеринбург, 2001.

А.Ю. Тугаринова,студентка II курса

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

доцент Л. Ж. Караванова

Тератогенные факторы

Причинами развития врожденных пороков являются генетические факторы, неблагоприятные воздействие внешней среды, действующие непосредственно на эмбрион и плод, а также сочетание тех и других причин и факторов.

Научно-практические исследования относят эту патологию к группе экологозависимых заболеваний. В настоящее время установлено, что среди различных загрязняющих окружающую среду веществ промышленного производства свойствами нарушать эмбриогенное развитие (формировать врожденные пороки развития) обладают:

- пыль и сажа;

- тяжелые металлы (органическая ртуть, свинец, кадмий, никель, хром);

- продукты химического производства (красители, формальдегид, резино-технические изделия );

- оксиды углерода, серы и азота, сероводорода;

- фтор и фтористые соединения.

Тератогенами могут быть лекарства, химические вещества или нарушения здоровья матери, включая инфекции. Тератогенные воздействия могут вызывать сбой развития на любых стадиях и любыми путями воздействия. С момента зачатия до раннего постимплантационного срока возможно действие по типу "всё или ничего". Воздействие приводит либо к гибели зародыша, либо не вызывает нарушений из-за высокой компенсируемости программы развития благодаря низкой на этой стадии дифференцировки клеток. Большинство исследователей считает, что закон "всё или ничего" действует в первые две недели после зачатия.

Потенциально тератогенными могут быть различные факторы, от бактерий и вирусов до тяжелых металлов и органических соединений. Тератогенность некоторых веществ не вызывает сомнений; эмбриотоксическое действие других проявляется не у всех. Определение тератогенности отдельных факторов очень часто затруднено и рекомендации женщинам, подвергающимся воздействию специфических факторов, обычно бывают неполными. Многие вещества тератогенны для определенных видов и безопасны для других, например, введение кортизола увеличивает риск расщепления неба у мышей, но не у людей. Многие агенты тератогенны только в определенных дозах или на определенных стадиях эмбрионального развития, или в сочетании с другими агентами, или для отдельных групп населения, более восприимчивых к их воздействию. Тщательное изучение влияния всех принимаемых матерью лекарств и воздействия окружающей среды должно проводиться для определения возможного риска, несмотря на вышеуказанные трудности. И эта тактика должна быть частью первичного антенатального обследования наряду с изучением семейного и медицинского анамнеза.

Причинами развития врожденных пороков являются генетические факторы, неблагоприятные воздействие внешней среды, действующие непосредственно на эмбрион и плод, а также сочетание тех и других причин и факторов.

В выбросах автотранспорта наибольшим мутагенным и канцерогенным эффектом обладает бензин, пирен.

Тератогенные факторы распространены достаточно широко. Исследования показали, что в течение беременности каждая женщина принимает в среднем 3,8 % наименования каких-либо лекарственных средств. 10-20 % беременных в США употребляют наркотики. Кроме того, беременные в быту и на работе нередко контактируют с разными вредными веществами.

Влияние некоторых тератогенных факторов, например, лекарственных препаратов, можно предсказать экспериментально. Для других факторов такие исследования в отношении человека в принципе невозможны, хотя и не исключены, правда в таком случае исследования проводят уже постфактум.

При таких исследованиях было выявлено, что, например, прием талидомида, вызывал уродства не у всех детей, матери которых принимали этот препарат. Для одних эмбрионов действие талидомида прошло совершенно бесследно, а другие получили тяжелые врожденные уродства. Какие условия влиялют на характер и степень выраженности врожденных уродств?

Впервые частичный ответ на этот вопрос, сам того не подозревая, нашел русский ботаник П.И. Броун. [1] Работая с сеянцами злаков, всходами картофеля и некоторыми другими растениями, он пришел к выводу, что в развитии растений существуют периоды, когда организм более или менее стоек к действию различных внешних агентов, и периоды, когда чувствительность к тем же агентам значительно повышается. Периоды, в которых чувствительность к тератогенным фактором была повышена, он назвал "критическими".

В 1921 года Ц. Стоккард [2] предложил различать такие критические периоды и в развитии животных. Индивидуальное развитие, по воззрениям Стоккарда, представляет собой ряд последовательных этапов, различающихся скоростями развития органов или их систем. Наибольшая скорость развития наблюдается в критические, узловые периоды эмбриогенеза, такие, как имплантация, образование плаценты или нервной системы, формирование конечностей и др.

На ранних стадиях эмбриогенеза критические периоды относятся к развитию всего организма, позднее они выявляются в развитии отдельных органов — тех, которые в данный момент претерпевают наиболее активные формообразовательные процессы. Внешние факторы, к которым организм (или отдельный орган) весьма чувствителен в определенные периоды, могут существенным образом влиять на его развитие. Причем различные факторы, действующие в одном и том же периоде, могут вызывать сходные отклонения. И наоборот, один и тот же фактор, действующий на различных этапах, вызывает различные изменения.

Таким образом, опасность заключается в том, что, для мутагенов пороговых доз не существует: достаточно вызвать нарушения в одной клетке, и, по крайней мере, теоретически аналогичные нарушения в результате делений измененной клетки будут скопированы в очень широких пределах. Пока точно неизвестно, все ли тератогены обладают подобными, свойствами, но даже если и не все, а лишь часть, то, во-первых, требуется знать, какие именно из них мутагенны, во-вторых, вопрос о пороговой тератогенной дозе при данных обстоятельствах приобретает совершенно иную окраску: рассуждения о пороге теряют смысл. Поэтому речь должна идти не о недопустимости превышения содержания тератогена, а о полном его устранении от контактов с людьми.

В реальной жизни соблюсти это условие, как правило, невозможно. Но отказаться от добровольных тератогенов, таких как курение, прием алкоголя, наркотиков, самостоятельное использование лекарственных препаратов просто необходимо!

Литература:

  1. П.И. Броун. «Тератология или ошибки развития»

  2. Ц. Стоккард «Тератология или ошибки развития»

Ю.В. Тюменева,студентка I курса

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

доцент Л. Ж. Караванова

Память и способности человека

В современном мире мы постоянно сталкиваемся с запоминанием какой-либо информации. Это может быть как запоминание важной для нас информации, так и запоминание номера мобильного телефона. Человек может запомнить случайный факт, который не несет человеку ни какой важной для него информации, это говорит о проявлении непроизвольной памяти. Люди постоянно запоминают какую-либо информацию, сохраняют её в своей памяти, а затем при возможности и необходимости воспроизводят её.

Память является сложной системой, без которой человек просто не смог бы жить нормальной жизнью. Человек связывает увиденное, услышанное и изученное в одно целое, благодаря чему живет полноценной жизнью. Если бы не было такого процесса как память, то человек просто бы не существовал. Это можно объяснить тем, что память позволяет устанавливать связи между явлениями жизни. Появляется возможность вспомнить то, что было несколько лет назад, ведь без этого человек просто жил бы одним днем.

Память до сих пор не изучена. Нельзя сказать, что человек знает все закономерности этого сложного процесса. На данный момент времени уже установлены закономерности памяти, а так же открыто очень много законов процесса, но память до сих пор является загадкой для человечества.

За свою жизнь человек учится, работает и осваивает новые для себя виды деятельности. Каждый день он встречает что-то новое и это откладывается в его памяти. Именно благодаря этому, человек может получит новый жизненный опыт.

Каждый из нас хоть раз в жизни задаст себе вопрос о том, что он сделал за свою жизнь. Человек сам себе отвечает на этот вопрос, вспоминая все что было в его жизни. Некоторые люди, боясь забыть что-то важное в своей жизни, ведут дневник. Прочитав свои записи в дневнике, человек вспоминает все до мельчайших подробностей. Порой бывает нужно просто натолкнуть человека на воспоминание, этим «толчком» может быть песня, фильм или простое отдельное слово, произнесенное с определенной интонацией.

Каждому человеку свойственно обладать какой-либо способностью. Нужно отметить, что не способных людей нет. Человек сам виноват в том, что его способности не являются развитыми. Потому что он сам не развивает их. Кто-то обладает музыкальными способностями, кто-то художественными, а кто-то математическими. У каждого человека способность развита на определенном уровне, развитие может быть на пике, а может быть в заглушенном состоянии.

Память и способности человека являются неразрывными процессами, так как память лежит в основе способностей. Без памяти не было бы и способностей. Ведь, чтобы владеть музыкальной способностью, надо знать аккорды, чтобы знать аккорды, надо их запомнить, так и с остальными способностями.

Способности получают свое дальнейшее развитие, именно за счет памяти. Благодаря памяти, человек может запоминать информацию, которая нужна ему для развития определенной способности или её улучшения.

Способности и память являются неотъемлемыми частями в жизни человека. Без способностей и без такого процесса как память жизнь человека была бы просто на просто скучна и однообразна. Люди делают свою жизнь более яркой за счет способностей, и память однозначно помогает им в этом.

В.А. Холодова, студентка II курса

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

доцент И.А. Бариляк