Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
В 90-х годах 20 века в России произошел переход к рынку, который оставил людей без всяких гарантий трудоустройства. По статистическим данным на сегодняшний день количество безработных в России составляет 5,4 млн. человек. В Омске численность зарегистрированных безработных на 1 апреля 2011г. составила 18,9 тысяч человек (по данным Главного Управления ГСЗН Омской области, июнь 2011г.).
Потеря работы и длительный безуспешный её поиск вносит существенные изменения в жизнь человека. Ситуация хронической незанятости вызывает чувство малоценности, являющееся оценкой своей социальной позиции, ставит под угрозу общение с окружающими людьми [5] и представляет один из самых сильных источников стресса для человека. Стресс оказывает серьезное влияние на его физическое и психическое здоровье [1; 3; 4].
Зачастую человек не может найти в себе ресурсы и силы для самостоятельного выхода из этой ситуации. Это обуславливает особое значение роли специалиста службы занятости, который помогает человеку в активном преобразовании самого себя для преодоления стресса и поиска путей трудоустройства.
Практика такого рода помощи безработным в нашей стране только появляется, отсутствует ее описание в литературе, нет программ, направленных на помощь в преодолении стресса для незанятого населения.
Потеря работы или длительный безуспешный поиск работы человеком, который изначально не был занят экономической деятельностью, представляет один из самых сильных источников стресса, т.е. эмоционального напряжения, оказывающего сильное влияние на деятельность человека и его отношения с окружающими [2].
Основными причинами стрессов у незанятого населения являются: ощущение собственной ненужности; невозможность достижения жизненно важных результатов; состояние неопределенности; отсутствие заработка; чувство потери социальной значимости; разочарование в жизни.
Каждая стрессогенная ситуация, особенно приобретающая затяжной характер, вносит существенные изменения в жизнь человека: ставится под угрозу общение с окружающими людьми, способствует возникновению чувства малоценности, которое часто приводит к радикальной перестройке всей личности. Поэтому важно как человек преодолевает стресс.
Преодоление стрессовой ситуации - это действия человека, направленные на совладение со стрессом; это усилия, направленные индивидом на нормализацию взаимоотношений в системе «человек – среда».
Преодоление стрессовой ситуации при безработице зависит от обстоятельств жизни самого человека: специфика профессиональной деятельности, особенности оплаты труда до потери работы, жизненные трудности (их характер, количество и т.д.), баланс позитивных и негативных событий, отношение к трудностям самого человека и т.д.
Совладению со стрессом способствуют различные формы социальной помощи, основными из которых являются временное трудоустройство и социальная поддержка. В ситуациях, когда безработные не могут самостоятельно справиться со стрессом, им необходима социально-психологическая помощь.
Социально-психологическая помощь незанятому населению - это комплекс мер, направленных на содействие безработным в преодолении трудной жизненной ситуации. Она предполагает развитие ресурсов личности безработного, которые позволяют противостоять стрессам. К ресурсам личности относятся знания, умения, навыки, способности, опыт, модели конструктивного поведения, которые дают возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни.
Так как решающее значение в процессе преодоления стрессов современные ученые отводят роли именно личностных ресурсов, к которым относятся: знания, умения, навыки, способности, опыт, модели конструктивного поведения, которые дают возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни [3; 4], то социально-психологическая помощь безработным должна быть направлена на развитие этих ресурсов.
Нами была разработана программа «Ресурсы преодоления стресса» для незанятого населения, которая проводится в форме тренинга, который включает в себя:
- ролевые игры и поведенческие упражнения, направленные на развитие способов поведения в социальных ситуациях, являющиеся одними из самых важных элементов социальной тренировки безработных;
- обучение стратегиям и тактикам поиска работы, предполагающие отработку практических приемов поведения на собеседовании, составление резюме;
- когнитивные методы, направленные на ситуацию: продумывание ситуации (анализ альтернатив, создание плана действия); выработка нового взгляда на ситуацию; принятие ситуации; отвлечение от ситуации; придумывание мистического разрешения ситуации; направленные на экспрессию: «фантастическое выражение» (фантазирование относительно способов выражения чувств); молитва;
- релаксационный тренинг, направленный на снятие эмоционального напряжения, тревоги, которые возникают в сложных ситуациях.
- обратную связь – обязательный элемент групповой работы.
Данная программа была апробирована на базе Центра занятости населения Советского Административного округа г. Омска.
Целью первого занятия являлось знакомство участников группы с предстоящей работой, информация о тренинге (цели, содержание), выявление ожиданий участников от предстоящей работы. Его основная часть включала в себя упражнения: «Презентация себя», «Ассоциации», «Наши ожидания», «Герб».
Следующие занятия были посвящены информированию о стрессе и анализу состояний в стрессе участников, направлены на обучение приемам снятия стресса, включали в себя упражнения: «Концентрация внимания на дыхании», «Вдох-выдох», «Расслабление».
Целью занятия «Декларация жизненных целей» было развитие первичных навыков планирования; осознание участниками, как наши цели влияют на наши планы; их корректировка и расстановка приоритетов. Нами использовались упражнения: «Какого цвета мое настроение? Как оно изменялось в течение дня?», «Декларация жизненных целей», «Мои ресурсы».
Занятие «Модельное обучение» было направлено на отработку стратегии поведения в определенных ситуациях (собеседование) и включало в себя также составление резюме.
На поиск собственных ресурсов для преодоления стресса было направлено занятие «Что такое ресурсы». В ходе занятия его участники решали следующую задачу.
А.С. – Актуальное Состояние – это ваше текущее положение. В первую очередь здесь стоит обратить внимание на то, что вас не устраивает, что мешает. Ж.С. – Желаемое Состояние – куда мы хотим попасть, какой результат получить. Р. – Ресурсы – что нам для этого может понадобиться.
Задача № 1.А.С. = "Предварительная договорённость о встрече с Петром Васильевичем".
Ж.С. = "Подписание контракта на поставку двух двигателей РГУ48УД93 по максимально выгодным ценам". Р. = ?
В упражнении "Что добавить?" они самостоятельно составляли для себя 5-7 таких задачек для самых разных ситуаций и решали их самостоятельно.
На занятии, посвященном подведению итогов, выполняя упражнение «Чемодан», участники определяли итоговую оценку приобретенных навыков и знаний.
По окончании тренинга участники ответили на следующие вопросы: Нужны ли вам такие занятия? Какая информация была полезной? Какие упражнения понравились? Чем? Что бы вы добавили? Изменили?
Анализ ответов участников показал, что в целом программу они оценивают положительно, считают, что такие занятия нужны. Все без исключения отметили, что полезной информацией программы были темы о стрессе, о том «как определить, что у человека стресс», каковы его причины, о ресурсах, «которые помогают нам справляться со стрессом», поведение на собеседовании, правила составления резюме. Во всех отзывах, респонденты выразили удовлетворенность результатами групповой работы: «Очень понравились упражнения о дыхании, когда мы учились снижать напряжение, страх, возникающие во время трудоустройства, они мне помогут», «упражнение про настроение помогло мне понять, как сильно я реагирую на ситуации…», «упражнение про цели - оказывается так легко можно все простроить, главное: должна быть цель, и определены шаги и сроки ее достижения….», «упражнение, где мы проигрывали различные ситуации, которые могут возникнуть на собеседование», «для меня упражнение про мои ресурсы сначала вызвало протест, я не хотел его выполнять, но группа меня поддержала, подала пример, а в результате – я знаю, что есть во мне, и как этим можно пользоваться…. Даже какая-то уверенность появилась: я устроюсь на работу!!!». Все участники отмечают, что ничего в программе тренинга менять не стали бы. Они отметили несомненную значимость, полезность проведенной тренинговой работы, позитивные изменения, которые произошли благодаря участию в тренинге.
Литература
1. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2005.
2. Пельцман, Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу [Текст] / Л. Пельман // Психологический журнал. – 1992. – № 1. – С. 126-130.
3. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. – М., Прогресс, 1979/
4. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. Учебное пособие [Текст] / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2006.
5. Lazarus R., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. N.Y., 1984.
В.О. Герасимова, студентка IV курса
Научный руководитель - кандидат педагогических наук,
доцент В.А.Ершов
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности