logo
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы

В 90-х годах 20 века в России произошел переход к рынку, который оставил людей без всяких гарантий трудоустройства. По статистическим данным на сегодняшний день количество безработных в России составляет 5,4 млн. человек. В Омске численность зарегистрированных безработных на 1 апреля 2011г. составила 18,9 тысяч человек (по данным Главного Управления ГСЗН Омской области, июнь 2011г.).

Потеря работы и длительный безуспешный её поиск вносит существенные изменения в жизнь человека. Ситуация хронической незанятости вызывает чувство малоценности, являющееся оценкой своей социальной позиции, ставит под угрозу общение с окружающими людьми [5] и представляет один из самых сильных источников стресса для человека. Стресс оказывает серьезное влияние на его физическое и психическое здоровье [1; 3; 4].

Зачастую человек не может найти в себе ресурсы и силы для самостоятельного выхода из этой ситуации. Это обуславливает особое значение роли специалиста службы занятости, который помогает человеку в активном преобразовании самого себя для преодоления стресса и поиска путей трудоустройства.

Практика такого рода помощи безработным в нашей стране только появляется, отсутствует ее описание в литературе, нет программ, направленных на помощь в преодолении стресса для незанятого населения.

Потеря работы или длительный безуспешный поиск работы человеком, который изначально не был занят экономической деятельностью, представляет один из самых сильных источников стресса, т.е. эмоционального напряжения, оказывающего сильное влияние на деятельность человека и его отношения с окружающими [2].

Основными причинами стрессов у незанятого населения являются: ощущение собственной ненужности; невозможность достижения жизненно важных результатов; состояние неопределенности; отсутствие заработка; чувство потери социальной значимости; разочарование в жизни.

Каждая стрессогенная ситуация, особенно приобретающая затяжной характер, вносит существенные изменения в жизнь человека: ставится под угрозу общение с окружающими людьми, способствует возникновению чувства малоценности, которое часто приводит к радикальной перестройке всей личности. Поэтому важно как человек преодолевает стресс.

Преодоление стрессовой ситуации - это действия человека, направленные на совладение со стрессом; это усилия, направленные индивидом на нормализацию взаимоотношений в системе «человек – среда».

Преодоление стрессовой ситуации при безработице зависит от обстоятельств жизни самого человека: специфика профессиональной деятельности, особенности оплаты труда до потери работы, жизненные трудности (их характер, количество и т.д.), баланс позитивных и негативных событий, отношение к трудностям самого человека и т.д.

Совладению со стрессом способствуют различные формы социальной помощи, основными из которых являются временное трудоустройство и социальная поддержка. В ситуациях, когда безработные не могут самостоятельно справиться со стрессом, им необходима социально-психологическая помощь.

Социально-психологическая помощь незанятому населению - это комплекс мер, направленных на содействие безработным в преодолении трудной жизненной ситуации. Она предполагает развитие ресурсов личности безработного, которые позволяют противостоять стрессам. К ресурсам личности относятся знания, умения, навыки, способности, опыт, модели конструктивного поведения, которые дают возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни.

Так как решающее значение в процессе преодоления стрессов современные ученые отводят роли именно личностных ресурсов, к которым относятся: знания, умения, навыки, способности, опыт, модели конструктивного поведения, которые дают возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни [3; 4], то социально-психологическая помощь безработным должна быть направлена на развитие этих ресурсов.

Нами была разработана программа «Ресурсы преодоления стресса» для незанятого населения, которая проводится в форме тренинга, который включает в себя:

- ролевые игры и поведенческие упражнения, направленные на развитие способов поведения в социальных ситуациях, являющиеся одними из самых важных элементов социальной тренировки безработных;

- обучение стратегиям и тактикам поиска работы, предполагающие отработку практических приемов поведения на собеседовании, составление резюме;

- когнитивные методы, направленные на ситуацию: продумывание ситуации (анализ альтернатив, создание плана действия); выработка нового взгляда на ситуацию; принятие ситуации; отвлечение от ситуации; придумывание мистического разрешения ситуации; направленные на экспрессию: «фантастическое выражение» (фантазирование относительно способов выражения чувств); молитва;

- релаксационный тренинг, направленный на снятие эмоционального напряжения, тревоги, которые возникают в сложных ситуациях.

- обратную связь – обязательный элемент групповой работы.

Данная программа была апробирована на базе Центра занятости населения Советского Административного округа г. Омска.

Целью первого занятия являлось знакомство участников группы с предстоящей работой, информация о тренинге (цели, содержание), выявление ожиданий участников от предстоящей работы. Его основная часть включала в себя упражнения: «Презентация себя», «Ассоциации», «Наши ожидания», «Герб».

Следующие занятия были посвящены информированию о стрессе и анализу состояний в стрессе участников, направлены на обучение приемам снятия стресса, включали в себя упражнения: «Концентрация внимания на дыхании», «Вдох-выдох», «Расслабление».

Целью занятия «Декларация жизненных целей» было развитие первичных навыков планирования; осознание участниками, как наши цели влияют на наши планы; их корректировка и расстановка приоритетов. Нами использовались упражнения: «Какого цвета мое настроение? Как оно изменялось в течение дня?», «Декларация жизненных целей», «Мои ресурсы».

Занятие «Модельное обучение» было направлено на отработку стратегии поведения в определенных ситуациях (собеседование) и включало в себя также составление резюме.

На поиск собственных ресурсов для преодоления стресса было направлено занятие «Что такое ресурсы». В ходе занятия его участники решали следующую задачу.

А.С. – Актуальное Состояние – это ваше текущее положение. В первую очередь здесь стоит обратить внимание на то, что вас не устраивает, что мешает. Ж.С. – Желаемое Состояние – куда мы хотим попасть, какой результат получить. Р. – Ресурсы – что нам для этого может понадобиться.

Задача № 1.А.С. = "Предварительная договорённость о встрече с Петром Васильевичем".

Ж.С. = "Подписание контракта на поставку двух двигателей РГУ48УД93 по максимально выгодным ценам". Р. = ?

В упражнении "Что добавить?" они самостоятельно составляли для себя 5-7 таких задачек для самых разных ситуаций и решали их самостоятельно.

На занятии, посвященном подведению итогов, выполняя упражнение «Чемодан», участники определяли итоговую оценку приобретенных навыков и знаний.

По окончании тренинга участники ответили на следующие вопросы: Нужны ли вам такие занятия? Какая информация была полезной? Какие упражнения понравились? Чем? Что бы вы добавили? Изменили?

Анализ ответов участников показал, что в целом программу они оценивают положительно, считают, что такие занятия нужны. Все без исключения отметили, что полезной информацией программы были темы о стрессе, о том «как определить, что у человека стресс», каковы его причины, о ресурсах, «которые помогают нам справляться со стрессом», поведение на собеседовании, правила составления резюме. Во всех отзывах, респонденты выразили удовлетворенность результатами групповой работы: «Очень понравились упражнения о дыхании, когда мы учились снижать напряжение, страх, возникающие во время трудоустройства, они мне помогут», «упражнение про настроение помогло мне понять, как сильно я реагирую на ситуации…», «упражнение про цели - оказывается так легко можно все простроить, главное: должна быть цель, и определены шаги и сроки ее достижения….», «упражнение, где мы проигрывали различные ситуации, которые могут возникнуть на собеседование», «для меня упражнение про мои ресурсы сначала вызвало протест, я не хотел его выполнять, но группа меня поддержала, подала пример, а в результате – я знаю, что есть во мне, и как этим можно пользоваться…. Даже какая-то уверенность появилась: я устроюсь на работу!!!». Все участники отмечают, что ничего в программе тренинга менять не стали бы. Они отметили несомненную значимость, полезность проведенной тренинговой работы, позитивные изменения, которые произошли благодаря участию в тренинге.

Литература

1. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2005.

2. Пельцман, Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу [Текст] / Л. Пельман // Психологический журнал. – 1992. – № 1. – С. 126-130.

3. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. – М., Прогресс, 1979/

4. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. Учебное пособие [Текст] / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2006.

5. Lazarus R., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. N.Y., 1984.

В.О. Герасимова, студентка IV курса

Научный руководитель - кандидат педагогических наук,

доцент В.А.Ершов