Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
В настоящее время общепринятым стереотипом является представление о том, что суждения о мужских и женских качествах и о тех ролях, которые мужчины и женщины должны выполнять в социуме, меняются. Естественен тот факт, что в наши дни традиционные черты маскулинности и фемининности изменяются под действием современных условий жизни. Можно, конечно, отметить, что с изменением системы гендерных ролей в социуме многие традиционные психологические различия между полами, на которых основывались стереотипы маскулинности и фемининности, исчезают или резко уменьшаются, а сами эти образы становятся менее полярными и однозначными, чем ранее, однако в целом нельзя сказать, что представления людей об идеалах женственного и мужественного кардинально изменились.
В связи с этим диагностика и изучение представлений людей об идеальных образцах женственности и мужественности представляются необходимыми.
В связи с вышеперечисленным, мной был проведено анкетирование среди молодежи от 18 до 23 лет (26 человек) на тему «Ваши представления об идеалах юноши и девушки». Респондентам было предложено ответить на ряд вопросов; среди них были приведены вопросы следующих типов: открытые и закрытые вопросы, а также шкальный тип. По результатам опроса можно сделан ряд выводов.
Начнём с анализа анкет, заполненных юношами. В одном из вопросов анкеты респондентам было предложено из списка черт характера и человеческих качеств выбрать до 15 самых важных, на их взгляд, в девушках. На первые места были выдвинуты такие традиционно присущие женщинам черты, как женственность, заботливость, нежность, хозяйственность, страстность. Современный мир, несмотря на свое влияние на психологию личности, по-прежнему сохраняет в мужском сознании именно такой идеал девушки. Тем не менее, важное место было отведено таким качествам личности, как жизнерадостность, обаяние, артистичность, креативность, неординарность, дальновидность. Кроме того, в списке важных для девушки качеств были выделены отзывчивость, терпеливость, аккуратность; помимо этого девушек хотят видеть амбициозными, всестороннее развитыми, эрудированными, способными к самокритике и анализу своих действий. На первое место по значимости вышла искренность с окружающими людьми, став ключевым критерием оценки личности.
Среди тех качеств, которых меньше всего хочется встретить в девушках были выделены, например, такие качества, как агрессивность, высокомерность, гордость, пафосность. Девушка, привыкшая позиционировать себя в качестве человека по всем параметрам выше своего окружения, слишком самонадеянная и недружелюбная не вызывает никаких положительных эмоций и представляется молодым людям не лучшим другом или возлюбленным. Кроме того не привлекают в девушках чрезмерная капризность, меркантильность, придирчивость и небрежность. В добавление к этому, девушку не хотят видеть лицемерной, мнительной и чрезмерно влюбчивой. Однако девушек, по мнению юношей, так же не красит такое качество, как излишняя высоконравственность, не дающая людям право на ошибки.
Что касается стиля, то подавляющее большинство респондентов отметили, что наилучшими являются классический и городской стили одежды, главное, чтобы девушка выглядела изящной и нежной. Кроме того, как подходящий был отмечен романтический стиль, как раскрывающий в девушке тонкую натуру и индивидуальность.
На вопрос о внешних критериях идеального типа, практически все респонденты отметили необходимость в девушке хорошей стройной фигуры, красивых черт лица и, что главное, ухоженности. Кроме того, большинство респондентов отметили, что девушку красят длинные волосы, притом лучше темного оттенка.
Подводя итог, можно сказать, что женщину по-прежнему хотят видеть утончённой, искренней и внимательной, не приписывая ей в качестве необходимых мужские черты характера, которые может сформировать в ней общество.
Когда респондентам-девушкам было предложено выбрать до 15 самых важных в мужчинах черт характера, то ряд качеств, отмеченный ими, частично совпал с тем, что хочет видеть в них противоположный пол. Девушки также отводят важное место жизнерадостности, заботливости, нежности, страстности и обаянию. На первый план также выходит искренность, вдобавок к ней – развитое чувство ответственности за себя и близких и мужественность. Эти качества являются определяющими для оценки человека с точки зрения выбора идеала. Девушки, помимо этого, высоко ценят в юношах амбициозность, настойчивость в достижении поставленных целей, независимость, прямоту и широкий ум. Воспитанность, интеллект, образованность в наше время также играют определяющую роль в образе. Был сделан акцент и на таких качествах, как терпеливость, отзывчивость, красноречивость и наблюдательность.
Если смотреть на черты характера, которые больше всего отталкивают девушек, то в качестве основных также были выделены агрессивность, высоконравственность и высокомерность; кроме того также были отмечены придирчивость и капризность, инфантильное поведение, лицемерие и меркантильность. В добавление к этому девушки негативно относятся к излишней пафосности и чрезмерной небрежности. Девушки имеют склонность быть более расположенными к тем юношам, которые выглядят надёжными, более приближенными к другим людям, более компанейскими и интересными в общении.
Говоря про стиль и образ, девушки также одобряют классический и городской стили в одежде, однако также отмечают, что стили, относящиеся к какой-либо из субкультур также должны иметь место быть, как вызывающие интерес к человеку из-за возможной неординарности и наполненности внутреннего мира. На вопрос о внешних данных многие респондентки ответили, что их привлекают в юношах негрубые красивые черты лица, не лишенные мужественности, тёмные волосы, ухоженный вид, аккуратная стрижка. Девушки также отмечают важность хорошего телосложения, иногда спортивного.
Можно отметить, что для девушек всегда было важно видеть в юноше опору и ответственность, способность быть прямым в общении и настойчивым в достижении желаемого. Такой образ создает у девушек впечатление надёжной защиты и поддержки со стороны.
Когда всем респондентам было предложено ответить на вопрос о том, есть ли в их окружении такой идеал, то мнения девушек и юношей несколько разошлись. Значительная часть опрошенных девушек заявила, что в их круге общения нет никого приближенного к идеалу. Однако определенный процент высказался, что есть приближенные к их представлениям. Очень малая часть опрошенных сказала, что такой идеал в их окружении есть. Юноши же ответили, что среди их знакомых есть только приближенные к идеалу девушки, однако у всех людей есть свои недостатки. Представления о том, что в окружении есть идеальный пример среди респондентов-юношей не было высказано.
В заключение можно сказать следующее: несмотря на общепринятое представление о том, что современное общество стирает различия между маскулинностью и фемининностью, представления современной молодежи об идеалах женственности и мужественности под давлением социума не смешиваются между собой, а остаются в достаточной степени самостоятельными, имея при этом много общего между собой в сфере самых значимых для человека черт характера.
Литература
1. Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. – 1989. – № 5.
2. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального. – М., 1975.
3. Материалы сайта http://psyfactor.org
А.В. Рогаль, студентка I курса магистры педагогического факультета ТвГУ
Научный руководитель – кандидат психологических наук,
доцент Е.Д. Короткина
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности