Социальная безопасность в системе социальной работы
Потребность в безопасности присуща как отдельным индивидам, так и более сложно организованным системам – семье, обществу, государству. В современном обществе эта потребность растет, отражая процесс распространения социальных рисков по различным направлениям и уровням общественной жизни [4;3].
Социальная безопасность – состояние защищенности личности, группы, общности от угроз нарушения их жизненно важных интересов, свобод и ее прав. Она достигается тогда, когда уровень жизни населения, отражающий степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, складывается из нескольких компонентов: размера реальных трудовых доходов, объема потребляемых благ и используемых услуг, установившихся цен на товары и услуги, обеспеченности жильем, доступности образования, экологической безопасности [2;35].
В современной науке под безопасностью понимается «отсутствие опасности, то есть ситуация, при которой для кого-нибудь или чего-нибудь не существует угрозы со стороны кого-либо или чего-либо» [1;9].
Более глубокое понятие безопасности раскрывается в определении В.И. Кушлина, согласно которому безопасность трактуется как некая философия существования живого, его жизнедеятельности и развития, применимая к самым различным процессам, как природным, так и социальным, и отражающая не только специфические признаки феномена безопасности в конкретной сфере деятельности, но и включающая в себя то общее, типическое, устойчивое, что характерно для всех областей жизнедеятельности человека и общества. И это общее, по мнению данного автора, состоит в том, что безопасность как условие и стратегия защиты от опасности нацелена в конечном счете на выживание социальной системы, личности, общества и государства. В данном ключе безопасность рассматривается как свойство социальной системы, ее способность противостоять разрушительным воздействиям внутренних и внешних сил и сохранять свою жизнеспособность [3;7].
Основными объектами социальной безопасности становятся личность — ее права и свободы, различные социально-демографические группы с учетом их специфических особенностей, общество — его материальные и духовные ценности, государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Поскольку социальная безопасность охватывает практически все аспекты жизнедеятельности индивида, различных социальных групп и всего общества в целом, взаимодействие социальных институтов, гражданского общества и государственных структур, то при изучении данной темы в контексте социальной работы основное внимание уделяется рассмотрению наиболее важных аспектов в удовлетворении потребностей человека, мотиваций его действий и поступков, возможности сочетания индивидуальных и общественных интересов.
Реализация основных витальных потребностей (в пище, одежде, жилье, продолжении рода) с участием государственных структур (как законодательных, так и исполнительных) и создает основы социальной политики в рамках системы социального обслуживания населения, органов здравоохранения, учреждений воспитания и просвещения, жилищной, демографической политики [5;118-119].
Удовлетворение первичных (или витальных) потребностей позволяет перейти на другой уровень — социальный, имеющий собственную иерархию: коммуникативные, информационные и другие потребности.
Следует отметить, что именно социальная работа направлена на удовлетворение социальных потребностей человека. Чтобы добиться этого, необходимо изучать, оценивать потребности и провести соответствующую работу по их удовлетворению. Следовательно, исходная цель социальной работы— изучение социальных потребностей различных категорий людей [6;255].
Структуру социальной безопасности, включающую систему реализации как витальных, так и социальных потребностей, целесообразно рассматривать, учитывая функционирование учреждений социального обслуживания населения и социальной защиты в рамках социального государства (управленческий аспект в теории социальной работы), социальной политики (содержание и направления деятельности социального государства) и социальной работы (как профессионального вида деятельности по оказанию социальной помощи и поддержки человека). В связи с этим функционирование системы социальной безопасности рассматривается в совокупности с ее структурообразующими элементами — социальным государством, социальной политикой и собственно социальной работой.
Система социальной безопасности предполагает также следующую иерархию уровней: макроуровень — социальная политика; мезоуровень (средний уровень) — социальные программы местного самоуправления, на коммунальном уровне и по месту жительства; микроуровень — социальная работа с клиентом (индивидом или группой) [5;127-128].
Таким образом, социальная политика – инструмент обеспечения социальной безопасности общества как стратегической цели государства, а социальная работа – тактика достижения этой цели. Социальная работа призвана обеспечивать социальную безопасность путем удовлетворения социальных потребностей человека.
Литература
Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России: учебное пособие. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.
Зеркалов Д.В. Социальная безопасность. Хрестоматия. - К.: Основа, 2009. — 610 с.
Кушлин В.И. Введение//Экономическая безопасность хозяйственных систем. – М., 2001.
Социальная безопасность: учебное пособие/ под ред. С.И. Самыгина, А.В. Верещагиной, Г.И. Колесниковой. – М.: Дашков и К, 2012. — 360 с.
Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 427 с.
Теория и методика социальной работы: Учеб. пособие/под ред. П.Д. Павленка. —М.: Дашков и К, 2010. — 566 с.
А.А. Шубина, студентка III курса
Научный руководитель – кандидат педагогических наук,
доцент В.А. Ершов
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности