Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
Активному диспансерному наблюдению (АДН) подлежат лица, страдающие шизофренией, склонные к общественно - опасным действиям, или совершившие общественно опасное действие (ООД), а также лица, направленные судом на амбулаторное принудительное наблюдение лечение у психиатра. Целью АДН является возвращение психически больных в общество, профилактика и предупреждение опасных действий. Критериями успешности лечения является не только улучшение клинического состояния пациента, но и уровень его социализации, семейной и профессиональной адаптации, а также отсутствие рецидива ООД. Понятие ООД тесно связано с понятием «агрессия». Пересечение этих категорий дает понятие «криминальная агрессия» (Криминальная агрессия – «форма поведения, реализующая какое-либо намерение или побуждение по отношению к потерпевшему и связанная с этим намерением определенным смысловым отношением, объективно направленная на причинение вреда его жизни или здоровью» (Сафуанов Ф.С. 2003). Исходя из этого, профилактика агрессии является одной из важных задач АДН.
Многочисленные исследования, проведенные в различных странах, свидетельствуют о том, что пациенты, страдающие шизофренией, имеют повышенный риск проявлений агрессии и враждебности. (Ениколопов С.Н., Садовская А.В. 2000). Особенности психопатологических проявлений шизофрении - подозрительность, восприятие окружающего мира как чуждого и враждебного, собственная интерпретация событий, обманы восприятия, парадоксальность эмоциональных реакций, таковы, что обуславливают высокую частоту различных форм агрессивного поведения пациентов.
Поэтому основной целью нашей программы драматерапии снижение агрессивных и враждебных тенденций. Для достижения этой цели был выбран метод драматерапии (лечебный метод, использующий форму театрального искусства для достижения терапевтического эффекта).
Задачи программы:
- обучение самоконтролю над агрессией
- освоение социально - приемлемых форм поведения в конфликтных ситуациях
- нормализация эмоционального состояния и развитие чувства эмпатии; - обучение коммуникативным навыкам, а так же навыкам взаимодействия с другими людьми
Выбор этого метода был обусловлен его высокой эффективностью в психотерапевтической практике (Андерсен-Уорен М. и Гренджер Р. 2001). Но применение его в «чистом» виде для высокоуязвимого контингента лиц, страдающих шизофренией, явилось затруднительным, так как характер заболевания и особенности личности больных требует специального подхода к организации занятий.
При разработке программы тренинга с элементами драматерапии, для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под АДН, мы старались учесть следующие особенности:
1) многолетнее посещение занятий одними и теми же пациентами, обуславливает необходимость поиска новой формы организации деятельности;
2) низкая мотивация и активность из-за принудительного характера посещения занятий;
3) нарастающее проявление дефекта личности, вследствие прогрессирующего течения заболевания;
В результате, были сделаны следующие дополнения к структуре драматерапии:
1) увеличение длительности стадии подготовки, для создания мотивации, раскрепощения и освоения первичных навыков экспрессии. Подготовка длится несколько первых занятий и включает в себя упражнения на двигательную активность (ритмику, координацию, память физических действий), на развитие речевой функции (дикция, артикуляция дыхательные упражнения), а также упражнений, направленных на раскрепощение и развитие актерских способностей (изображение эмоций, животных, предметов и т.д.)
2) материал для разыгрывания, подготавливался не самими участниками, а ведущим тренинга. Им послужили притчи, сказки, различные простые ситуации из жизни, в которых в той или иной степени проявляются агрессия, враждебность, конфликты.
Цель разыгрывания - в переделке сложного жизненного стереотипа, с замещением неадекватных элементов поведения новым более совершенным типом реагирования, приобретенным в игровой ситуации.
Процесс разыгрывания – это возможность дать приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (путем снятия эмоционального напряжения, устранения патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других). Разыгрывание конфликтных ситуаций позволяет усвоить модели поведения, наметить пути выхода из конфликтной ситуации и выбрать наиболее приемлемые и продуктивные. Разыгрывание простых ситуаций из жизни («руководитель — подчиненный», «продавец—покупатель») способствует восстановлению социальных навыков, а именно развитию коммуникативной функции, возможности критически оценить свое поведение, получая обратную связь от членов группы. Также снижение агрессивности и враждебности происходит за счет приобретения умения и навыков сотрудничества и взаимодействия в группе.
Занятия велись на протяжении восьми месяцев. За это время, удалось вовлечь участников тренинга в активную работу. Отмечается уменьшение реакций протеста, отказов от участия, снижение негативизма. Не было отмечено рецидивов общественно опасных действий. Заполняемые членами группы самоотчеты свидетельствуют об уменьшении проявлении агрессии и враждебности в повседневной жизни лиц, участвующих в тренинге. Полученные результаты подтверждают эффективность программы и возможность ее использования для профилактики и предупреждения опасных действий лиц, страдающих шизофренией.
Литература
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности