logo
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения

Профессиональная деятельность человека составляет его основную форму активной жизнедеятельности и играет особую роль. Большое значение при этом играет совпадение ценностных и смысловых ориентаций индивида и непосредственно выбор профессиональной направленности [9]. При этом необходимо учитывать сферу профессии, которая и определяет предмет трудовой деятельности.

Социальная работа - это профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции [6, с.60]. Как профессия социальная работа в России появилась в конце 90-х годов и на данный момент подготовка специалистов по социальной работе проходит в более 200 вузах страны. Профессиональная деятельность социального работника характеризуется профессиональной сферой «человек-человек», где личность становится предметом трудовой деятельности. Целью же социальной работы становится удовлетворение социально-гарантированных интересов и потребностей представителей различных слоев населения.

Спецификой профессиональной деятельности социального работника являются:

  1. в процессе профессиональной деятельности социальный работник взаимодействует с различными представителями социальных групп;

  2. социальный работник сталкивается с разными сферами жизни своих клиентов: медициной, юридическими аспектами, социально-бытовыми условиями, планирование семьи, проблемами образования и трудоустройства и другими [7];

  3. в процессе профессиональной помощи клиент относительно социального работника находится в зависимости от специалиста [5];

  4. для социального работника характерны и имеют определяющий характер такие ценности как человеколюбие, справедливость и достоинство, удовлетворение основных потребностей человека и другие [6].

Эта специфика социальной работы определяет успешность выполнения своих трудовых обязанностей уровнем сформированности системы профессиональных ценностей работника. Профессиональные ценности социального работника – это, с одной стороны, ориентация личности на профессиональную деятельность как таковой и ее ценности, с другой стороны, ценность конкретной профессии. К основополагающим ценностям социальной работы можно отнести: гуманизм, альтруизм, самоопределение, человеколюбие, социальная справедливость и другие.

Ш. Рамон определяет такие основные ценности социальной работы как:

  1. право индивидов на поддержку со стороны своего ближнего окружения и общества в целом в трудных жизненных ситуациях [5, с.31];

  2. право на самоопределение и уважение собственного достоинства;

  3. право на ошибку и реализацию своих потенциальных возможностей [2, с.20];

По мнению Шанти К. Хиндука, к основным ценностям профессиональной деятельности социального работника также можно отнести стремление к мирному сосуществованию и добрую волю [7, с.14].

Для выявления системы ценностей социального работников было проведено экспериментальное исследование. В исследовании приняли участие 32 студента (2-4 курса), проходящих обучение в Тверском государственном университете на кафедре педагогики и социальной работы. Из них - 15,63 мужского пола и 84,37 женского пола.

Для выявления уровня развития системы профессиональных ценностей у будущих социальных работников использовалась методика М. Рокича.

Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. Автор различает два класса ценностей:

  1. Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.

  2. Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.

Респондентам был предъявлен набор из 18 профессиональных ценностей, которым испытуемый присваивал ранговой номер в порядке значимости.

Анализ полученных данных предоставил возможность сформировать представление об иерархии профессиональных ценностей у будущих социальных работников (Таблица 1).

Групповая иерархия профессиональных ценностей у студентов характеризуется большой ориентацией на такие ценности как: честность, образованность, терпимость.

Таблица 1

Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников

Профессиональные ценности

Ранг

Коэффициент значимости

Честность

1

0,90

Образованность

2

0,79

Терпимость

3

0,76

Воспитанность

4

0,75

Самоконтроль

5

0,74

Ответственность

6

0,69

Исполнительность

7

0,63

Чуткость

8

0,59

Независимость

9

0,56

Широта взглядов

10

0,51

Аккуратность, чистоплотность

11

0,5

Жизнерадостность

12

0,49

Твердая воля

13

0,42

Эффективность в делах

14

0,40

Смелость в отстаивании своих взглядов

15

0,38

Непримиримость к недостаткам в себе и других

16

0,36

Рационализм

17

0,34

Высокие запросы

18

0,25

Анализ ценностей, которым отдают предпочтение студенты, позволяет сделать вывод о повторяющихся и неизменных профессиональных ценностях необходимых при выполнении трудовой деятельности. Таким образом, эти ценности можно отнести к базовым профессиональным ценностям.

По результатам экспериментального исследования можно сделать следующий вывод: большинство студентов определило максимальную значимость таких профессиональных ценностей как: честность, образованность, терпимость, самоконтроль и воспитанность. Данная иерархия ценностей определяет содержательную сторону направленности личности студента и составляет его основу взглядов на профессиональную деятельность, а также на профессиональную подготовку.

Литература

1. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М., 1992. 342 с.

2. Обучение практике социальной работы. Международный взгляд и перспективы / Под ред. М. Доэла и С. Шардлоу; Пер. с англ. под. ред. Ю.Б. Шапиро М.: Аспект Пресс. 1997. 223 с.

3. Обучение социальной работе: преемственность и инновации /Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996. 157 с.

4. Павленок П.Д. Введение в профессию «Социальная работа». Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998. 174 с.

5. Рамон Ш. Исследование и обучение с точки зрения перспектив клиентов и опекунов / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 29 - 44.

6. Сарри Р. Отбор студентов и обучение их социальной работе / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996. С.59 - 69.

7. Хиндука Ш.К. О возможных путях развития системы подготовки социальных работников в России / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996. С.13-28.

8. Шмелева Н.Б. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника // Российский журнал социальной работы. 1997. №1. С. 115-124.

9. Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе // Вопр. психол. 1995. № 4. С. 50-56.

10. Soyer, R. The Right to Fail. In: McDermott J.(ed.) Self Determination in Social Work. Routledge. London, 1975.

Е.А. Байрамова, студентка I курса магистратуры

Научный руководитель – доктор педагогических наук,

профессор И. Д. Лельчицкий