logo
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Внимание и его психологические особенности

Психология внимания, проблема внимания традиционно считаются важными и сложными в научной психологии. От их решения зависит развитие всей системы психологического знания — как фундаментального, так и прикладного характера. Многие отечественные и зарубежные ученые изучают внимание как психологический процесс.

Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо. Согласно его теории, внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Т. Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными изменениями физического и физиологического состояния. Только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания.

Двигательный эффект внимания, по мнению Т. Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается суть произвольного внимания.

В. Вундт доказывал, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях.

По мнению Д.Е. Бродбента, вни­мание — это фильтр, отбирающий информацию именно на входах, т.е. на периферии.

В дальнейшем было установлено, что периферические механизмы отбирают информацию по физическим характеристикам. У. Найссер назвал эти механизмы предвниманием, связывая их с относительно грубой обработкой информации (выделение фигуры из фона, слежение за внезапными изменениями во внешнем поле).

Д. Канеман сделал предположение, что существует распределитель ресурсов, контролирующий именно процесс распределения наших возможностей. На определенных этапах ресурсы внимания используются для обработки стимулов. Эти ресурсы меняются, достигая своего максимума в моменты наивысшего возбуждения. Многое зависит от поступающих стимулов, причем на управление ресурсами влияют устойчивая предрасположенность (переключения внимания на громкие звуки, яркие вспышки, свое имя и т.д.) и кратковременные намерения (ситуационная предрасположенность).

В рамках своей культурно-исторической концепции, Л.С. Выготский пытался проследить закономерности возрастного развития внимания. Он писал, что с первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это окружающие ребенка предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают его внимание. С другой стороны — это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в виде стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей воле и тем самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием.

По мнению Н.Ф. Добрынина, в результате воспитания дети вынуждены обращать внимание на требуемое от них действие, и постепенно у них, пока еще в примитивной форме, начинает проявляться сознательность.

Существует еще одна теория, которая связывает внимание с понятием установки, предложенная Д.Н. Узнадзе. Установка, по мнению Д.Н. Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у субъекта тем не менее могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы.

С понятием установки в теории Д.Н. Узнадзе также связано понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания

Основные положения концепции внимания, предложенной П.Я. Гальпериным, сводятся к следующему:

1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.

2. По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.

3. В отличие от других действий, которые производят определенный продукт деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.

4. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

Несмотря на то, что исследование внимания порождает многочисленные вопросы, это очень полезно, так как человеку необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональной деятельности.

Литература

  1. Вундт В. Сознание и внимание /Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, A.A. Пузырея, В.Я. Романова.— М.: 1976.

  2. Выготский Л.С., Лурия А.Р.  Этюды по истории поведения — М.-Л.: Государственное издательство, 1930.

  3. Добрынин Н.Ф. Хрестоматия по вниманию — М.: МГУ, 1976

  4. Рибо Т. Психология внимания / Хрестоматия по вниманию. — М.: МГУ, 1976.

  5. Титчнер Э.Б. Внимание /Учебник психологии.ч.1.—СПБ.: «Питер», 1914

  6. Узнадзе Д. А. Установка у человека/Хрестоматия по вниманию. — М.: МГУ, 1976

О.Э. Гаголина, студентка V курса факультета психологии

Тверской институт экологии и права, г. Тверь

Научный руководитель – кандидат психологических наук А.В. Антоновский