logo
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога

Профессиональная деятельность занимает значительное место в жизни человека. Ей принадлежит особая роль в социальном формировании личности, ее образа жизни и поведения, носящая не только позитивный, но и порой негативный и даже разрушительный характер по отношению к личности исполнителя.

Вслед за В.П. Зинченко и Б.Г. Мещеряковым, предлагаем понимать термин «агрессия» как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющее физический вред или вызывающее от­рицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности [2].

Профессия педагога относится к группе социономического типа. Соединяя в себе два феномена: деформацию личности и деструктивное поведение, агрессия педагога представляет собой одну из самых «сложных» деформаций, носящую как активный, так и пассивный или косвенный характер.

Выбор стратегии профессионального поведения тесно связан с эмоциональным состоянием педагога в момент осуществления педагогической деятельности. Негативные эмоции, переживаемые педагогом, зачастую отражают само отношение к профессиональной деятельности, ее мотивационно-ценностному, социально-профессиональному и другим аспектам, влияющим на продуктивность труда и последующее развитие специалиста [1].

На основании классификации факторов, детерминирующих агрессию как профессионально обусловленную деформацию личности педагога по В.В. Диковой, выделим основные характеристики:

субъективные факторы, обусловленные индивидуально-психологическими особенностями личности педагога;

объективные факторы, связанные с особенностями социально-профессиональной среды;

объективно-субъективные факторы, инициированные дисбалансом личностного и профессионального развития [1].

Педагогическая агрессия чаще всего направлена на учащихся, взаимодействие с которыми вызывает сложности, затруднения, иногда является неприятным, вызывая негативные эмоциональные реакции. Категория таких учащихся на сегодняшний день достаточно обширна: неуспевающие, учащиеся с девиантным, отклоняющимся асоциальным поведением, учащиеся, демонстрирующие свою неординарность и другие.

Вследствие увеличения на сегодняшний день числа «сложных» учащихся в образовательных учреждениях, работа с таким контингентом требует от педагога повышенной мобильности, самоконтроля, самосознания, глубокой и постоянной рефлексии профессиональной деятельности, а также наличия и активизации определенной (толерантной) установки на работу с разными детьми.

Агрессивные учащиеся провоцируют агрессию педагога, также как агрессивный педагог провоцирует ответную реакцию своих воспитанников, принимая непосредственное участие в процессе научения, усвоения и закрепления агрессии, как социально приемлемой модели поведения [3].

Для оптимизации процесса обучения и профессиональной реабилитации педагога, нами были намечены возможные пути профилактики профессиональных деформаций личности педагога:

• Повышение компетентности (социальной, психологической, общепедагогической, предметной, аутокомпетентности):

• Прохождение тренингов личностного и профессионального роста;

• Овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций;

• Переход к инновационным формам и технологиям обучения;

• Проведение конкурсов, олимпиад, смотров профессиональных достижений педагогов.

Таким образом, деятельность педагога сопровождается всевозможными видами напряжения, вызывающими дезинтеграцию психической деятельности различной выраженности, что, в первую очередь, ведет к снижению индивидуального, свойственного человеку уровня психической работоспособности, а, значит, и эффективности профессиональной деятельности. В более выраженных формах психического напряжения утрачиваются активность и согласованность действий, появляются деструктивные формы поведения, искажение мотивации труда, признаки «эмоционального выгорания» и другие явления, указывающие на стагнацию и деформацию личности, интегрирующиеся в своеобразный симптомокомплекс профессиональной усталости.

Литература