logo
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России

В последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни, падения нравственных ценностей наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По статистическим данным, в настоящее время их общее количество составляет более 700 тысяч человек. При этом лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти родителей. Остальные относятся к так называемым «социальным сиротам», т.е. являются сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются: падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей приобретает крайне важное значение.

Сиротство – социальное понятие, отражающее положение детей-сирот. Сирота – это ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством [1, 6].

Дети, оставшиеся без попечения родителей (социальные сироты) - это дети, которые имеют биологических родителей, но остались без попечения, единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, длительной болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, отбыванием наказания в местах заключения и нахождения их под стражей в период следствия. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях [2, 9].

Проблема социального сиротства в настоящее время приобрела национальный масштаб и представляет реальную угрозу национальной безопасности.

Анализ социальных причин сиротства по России показывает, что 3% детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей», около 60% родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя свое нежелание его воспитывать отсутствием необходимых условий. 60% матерей, чьи дети поступают в дома ребенка, квалифицируются как матери- одиночки. Определенная часть матерей ссылается на недостаточную психологическую зрелость и отсутствие материнских чувств. Около 30% детей поступают в дома ребенка от родителей-алкоголиков [3].

Эта проблема сегодня рассматривается как одна из самых серьёзных проблем мирового уровня. Это происходит по разным причинам: во – первых, низший уровень жизни семьи. Причём, экономические и социальные трудности семьи приводят к возникновению у родителей ощущения бесцельности и безнадежности собственной жизни. Члены семьи не видят выхода для себя и своих детей, переживают кризис как отсутствие перспектив, возможности что-либо изменить, вырваться из порочного круга безработицы, безденежья; переживают потерю надежды подняться с социального дна. Во – вторых, алкоголизм и наркомания родителей в последние годы становится одной из основных причин жестокого отношения к детям в семье, пренебрежения их потребностями и интересами [4]. В – третьих, увеличение числа фактов бегства детей из неполных семей. Бегут дети по разным причинам: отсутствие эмоциональных привязанностей в семье, конфликты внутри семьи, развод родителей.

Другой фактор, влияющий на уход детей из семьи - медицинский. Особенности психического здоровья ребенка, не распознанное и оставшееся без соответствующей медицинской помощи, заболевание обусловливает склонность ребенка к бродяжничеству. Такой ребенок регулярно убегает как из семьи, так и из детского дома, что обусловлено: социальной дезорганизацией семей; материальными и жилищными трудностями родителей; безработицей родителей, нездоровым отношением между ними [5].

Важно подчеркнуть, что проживание несовершеннолетних с родителями, не выполняющими обязанности по их воспитанию, приводит к искажениям в психофизическом и нравственном развитии детей.

Вместе с тем, недостаток мест в детских домах и интернатах вынуждает органы внутренних дел обеспечивать необоснованно продолжительное содержание детей в центрах временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей. Срок их пребывания там значительно превышает оговорённые законом 30 дней максимального нахождения в этих учреждениях, что повышает риск усвоения детьми образцов асоциального поведения.

Детей раннего возраста, лишённых попечения родителей, таких как «отказные» дети, из-за переполненности домов ребёнка помещают на длительное время в лечебные детские учреждения, что приводит к необратимым задержкам их умственного развития [6].

Вышеизложенное позволяет утверждать, что в системе социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей в современной России, можно выделить ряд проблем, которые, прежде всего, связаны с недостатками организационно – финансовой поддержки учреждений социальной защиты со стороны государства.

Литература:

1. Справочник директора образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М., 2001.- 208 с.

2. Социальная работа: Словарь-справочник. - Тверь, 2006. – 217 с.

3. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. - М., 2002. – 34 с.

4. Слуцкий В.И. Феномен общественной собственности и его влияние на формирование личности воспитанников детских домов//Вопросы психологии. - 2000. - №5

5. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. - Ярославль: Изд-во Пед. ун-та, 1999.

6. Дементьева И. Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. – Серия: Семья и воспитание. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. – 48 с.