Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
В современном мире, человеческий фактор является ресурсом, скрывающим наибольшие возможности для повышения эффективности современного торгового предприятия. Трудовую активность работника и эффективность его деятельности можно повысить, используя, прежде всего, психологические резервы.
Проблема регуляции поведения и связанных с ней процессов, условий её развития факторов, модифицирующих эти процессы, занимание сейчас одно из центральных мест в психологических исследованиях.
Наша работа посвящена изучению саморегуляции деятельности и психологическим особенностям операторов call – центра.
Исследование проводиться в организации ООО «Direct Star» среди сотрудников проекта «Yves Rocher». Объём выборки составляет 30 человек.
В настоящее время в организационной психологии большое внимание уделяется процессу психической саморегуляции деятельности, так как значение данных исследований велико: знание закономерностей регуляции помогает понять и разработать способы закономерностей регуляции, способы коррекции деятельности операторов call – центра, адаптации сотрудников. Широко обсуждаются механизмы саморегуляции, пути её развития, индивидуальные особенности её реализации [4].
На сегодняшний день учёные представляют множество различных определения понятию «саморегуляция деятельности»:
Саморегуляция деятельности - регуляция, осуществляемая человеком, как субъектом деятельности, направленная на приведение возможностей человека в соответствие с требованиями этой деятельности [1].
Саморегуляция деятельности - системно-организованная внутренняя психическая активность по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей [ПИ РАО Лаборатория психологии саморегуляции].
Саморегуляция деятельности - вид произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей [2].
Саморегуляция деятельности - целостный процесс, определяющий конкретные формы организации деятельности и достигаемые в ней результаты [3].
Таким образом, несмотря на разногласия в подходах к изучению регуляции, и даже в самом определении этого понятия, большинством авторов регуляция рассматривается широко, не только как управление эмоциями, но и как регуляцию поведения в целом, включающую регуляцию психических состояний, когнитивных процессов, включая туда способность контролировать импульсивные реакции, то есть способность тормозить доминирующие ответы в пользу менее доминантного поведения, моторный контроль и регуляцию внимания, в том числе устойчивость внимания или способность фокусироваться на релевантном стимуле, отфильтровывая, волевой контроль, управляющие функции, исследование которых занимает в последнее время очень большое место в изучении регуляции [4].
На данный момент, проблему психической саморегуляции деятельности изучают такие психологи как: В.И.Моросанова, Г.А.Виленская.
Большой вклад в разработку данной проблемы внесли: С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, В.Оппельт, Б.С.Украинцев, М.Г.Ярошевский, А.А.Ляцунов, О.А.Конопкин, К.А.Абульханова-Славская, Д.А.Остапин.
«Поведение разных людей и даже одного и того же человека во внешне одной и той же ситуации бесконечно многообразно…» [С.Л.Рубинштейн]. То есть, детерминация поведения и деятельности не автоматический процесс подчинения человека внешним обстоятельствам или внутренним факторам, то есть адекватность активности субъекта характеру событий может быть понята только как проявление осознано-произвольной саморегуляции, которую К.А.Абульханова-Славская назвала «коллективным принципом» отечественной психологии [4].
Б.Г.Ананьев отмечал, что для эффективного регулирования деятельности необходима определённая организация сенсорно-перцептивных и рече-мыслительных процессов, то в этом смысле психическая регуляция составляет фундаментальную проблему общей и инженерной психологии [4].
О.А.Конопкин предложил функционально-структурную модель осознанной саморегуляции деятельности. Методологическая ценность данной модели заключается в том, что на её основе можно изучать самые различные аспекты саморегуляции: компонентный состав системы саморегулирования, принципы и механизмы функционирования и взаимодействия отдельных компонентов системы, общие и индивидуально-типические закономерности и возрастные особенности возникновения и развития саморегуляции, как процесса и формирования как системы [6].
Таким образом, психологическая значимость данной проблемы заключается в отношении любой встающей перед субъектом деятельности задачи. Так как информационные ресурсы, поступающие извне, избыточны или неопределенные.
По мнению Д.А.Остапина, возникновение ситуации информационной неопределённости, способствует психической саморегуляции деятельности, что позволяет преодолеть данную ситуацию и направлять деятельность [4].
В связи с представленными выше данными, нам представляется важным эмпирически изучить особенности саморегуляции деятельности операторов call – центра, так как знания об особенностях процесса психической саморегуляции деятельности позволят выработать конструктивные предложения организации трудового процесса, процесса адаптации сотрудников, позволят чётко определить приоритеты в деятельности операторов call – центра.
Литература
Психологическая энциклопедия 2-ое издание. // Под.ред. Р.Корсини, А.Ауэобаха. – Спб.: Питер, 2003.
В.И.Моросанова. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека. // Психологический журнал. 2002. - № 6
Г.И.Ангушев. Саморегуляция психической деятельности школьников. София: Народного просвета. 1979.
В.И.Моросанова. Стилевые особенности саморегуляции личности // Вопросы психологии. 1991. - №1.
Г.А.Виленская. Регуляция поведения в раннем возрасте. // Психологические исследования. 2008. - №. 2.
О.А.Конопкин. Психическая саморегуляция произвольной активности человека. // Вопросы психологии. 1995. - №5.
П.А. Миляева, студентка V курса факультета психологии
Тверской институт экологии и права, г. Тверь
Научный руководитель – кандидат психологических наук
А.В. Антоновский
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности