Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
Одно из базовых понятий психологии «личность», чаще всего в содержание этого понятия включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки. Личность имеет структуру, в которую обычно включают характер, темперамент, способности, мотивацию и социальные установки. Все эти компоненты являются важными и заслуживают внимания, но нами будут рассмотрены два из них: темперамент и способности.
В психологии на протяжении многих веком уделяют внимание и изучают индивидуальные способности личности и темперамент, но так и не сложилось точного и единого взгляда на связь этих свойств личности. Считается что, темперамент и способности имеют много общего. И совершенно неслучайно такое совпадение, что психологи (С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Г. Айзенк и пр.), занимающиеся вопросами темперамента, известны также в области исследования способностей.
Современные отечественные психологические словари в приводимых ими определениях следуют традициям, заложенным Б. М. Тепловым, и трактуют способности как то, что обязательно отличает одного человека от другого, т. е. как индивидуально-психологические особенности того или иного человека [6, С.381; 11, С. 16].
В истории развития представлений о темпераменте можно выделить 3 линии: гуморальную (исследования Гиппократа, Фридмана), конституциональную (теории Э. Кречмера, У. Шелдона) и нейродинамическую (учения В.М. Русалова, Я. Стреляу, В.С. Мерлина, И.П. Павлова с последующими доработками его теории Б.М. Тепловым и В.Д. Небылицыным). Исследования в рамках всех этих трёх подходов дополнили на каждом этапе развития представлений о темпераменте уже существующие знания и определили наши современные представления о темпераменте.
Темперамент — динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках [8, С.40]. Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами [4, С.394].
Взгляд на связь разных видов способностей и темперамента не однозначен. Некоторые авроры считают, что темперамент не определяет способности (В. С. Мерлин[3], А.Г. Маклаков[2], К. К. Платонов[5] и др.). Другие же отмечают, что общие механизмы формирования и характеристики способностей и темперамента (Я. Стреляу[10], В. М. Русалов[9] и др.). Существует и иное мнение, свидетельствующее об отсутствии между способностями и темпераментом, но отрыв одно от другого невозможен (Н. С. Лейтес[1]).
Актуальность нашего исследования обусловлена недостаточной изученностью проблемы исследования и диагностики связей способностей и темперамента как свойств личности. Данный аспект определил необходимость проведения теоретического исследования способностей и темперамента и их взаимосвязи.
Гипотезу исследования составило предположение о том, что существует взаимосвязь индивидуальных способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских, творческих), с типом темперамента.
На основе теоретического обоснования было проведено эмпирическое исследование для выявления связи индивидуальных способностей и темперамента личности. Базу исследования составили студентов факультета психологии и социальной работы.
В качестве методик исследования были выбраны следующие:
«Вербальный тест Г. Айзенка»,
«Методика коммуникативных и организаторских способностей»,
«Самооценка творческих способностей Е. Туник»,
«Тест темперамента В. М. Русалова»,
«Тест опросник Г. Айзенка» [7].
Проведя обработку полученных данных с помощью математической статистике SPSS, были выявлены достоверные связи между коммуникативными, организаторскими способностями и темпераментом личности. Что позволило сделать вывод о влиянии темперамента на уровень коммуникативных и организаторских способностей личности. Испытуемые, обладающие типом темперамента холерик или сангвиник, имеют более высокие уровни коммуникативных и организаторских способностей. И наоборот, испытуемые, обладающие типом темперамента меланхолик или флегматик, имеют менее низкие уровни коммуникативных и организаторских способностей.
По результатам нашего исследования достоверных связей интеллектуальных и творческих способностей с темпераментом выявлено не было, что свидетельствует об отсутствии влияния темперамента на эти способности. Следовательно, тип темперамента не определяет уровень интеллектуальных и творческих способностей личности. Это означает, что среди испытуемых с высоким уровнем интеллектуальных и творческих способностей можно встретить как холерика, так и сангвиника, так и меланхолика, так и флегматика.
Литература:
Возрастная одаренность школьников: учеб. пособ. / Лейтес Н. С. – М.: Academia, 2000. – 318с.
Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 583с.
Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. 3-е изд. – М.: «Просвещение», 1964. – 285c.
Немов Р. С. Психология, кн. 1:Общие основы психологии, в 3 кн.- 4-е. изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 688с.
Платонов К. К. Проблемы способностей / Платонов К. К.; АН СССР, Ин-т философии. – М.: Наука. – 1972. – 311 с.
Психология: словарь под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494с.
Психологические тесты для психологов, педагогов, кадровиков / сост. Н. Ф. Гребень. – Минск: Современная школа, 2011. – 480с.
Рубинштейн С. Л. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – 776с.
Русалов, В. М. О связях общих способностей с «интеллектуальными» шкалами темперамента / В. М. Русалов, Е. Р. Наумова // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20, № 1. - С. 70 – 77.
Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М.: Прогресс, 1982. – 231 с.
Теплов Б. М. Психология индивидуальных различий // Б. М. Теплов. Избранные труды: В 2 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1985. – 689с.
К.В. Носкова, студентка II курса
Научный руководитель – кандидат психологических наук,
доцент И.А. Бариляк
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности