logo
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Связь индивидуальных способностей и темперамента личности

Одно из базовых понятий психологии «личность», чаще всего в содержание этого понятия включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки. Личность имеет структуру, в которую обычно включают характер, темперамент, способности, мотивацию и социальные установки. Все эти компоненты являются важными и заслуживают внимания, но нами будут рассмотрены два из них: темперамент и способности.

В психологии на протяжении многих веком уделяют внимание и изучают индивидуальные способности личности и темперамент, но так и не сложилось точного и единого взгляда на связь этих свойств личности. Считается что, темперамент и способности имеют много общего. И совершенно неслучайно такое совпадение, что психологи (С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Г. Айзенк и пр.), занимающиеся вопросами темперамента, известны также в области исследования способностей.

Современные отечественные психологические словари в приводимых ими определениях следуют традициям, заложенным Б. М. Тепловым, и трактуют способности как то, что обязательно отличает одного человека от другого, т. е. как индивидуально-психологические особенности того или иного человека [6, С.381; 11, С. 16].

В истории развития представлений о темпераменте можно выделить 3 линии: гуморальную (исследования Гиппократа, Фридмана), конституциональную (теории Э. Кречмера, У. Шелдона) и нейродинамическую (учения В.М. Русалова, Я. Стреляу, В.С. Мерлина, И.П. Павлова с последующими доработками его теории Б.М. Тепловым и В.Д. Небылицыным). Исследования в рамках всех этих трёх подходов дополнили на каждом этапе развития представлений о темпераменте уже существующие знания и определили наши современные представления о темпераменте. 

Темперамент — динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках [8, С.40]. Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами [4, С.394].

Взгляд на связь разных видов способностей и темперамента не однозначен. Некоторые авроры считают, что темперамент не определяет способности (В. С. Мерлин[3], А.Г. Маклаков[2], К. К. Платонов[5] и др.). Другие же отмечают, что общие механизмы формирования и характеристики способностей и темперамента (Я. Стреляу[10], В. М. Русалов[9] и др.). Существует и иное мнение, свидетельствующее об отсутствии между способностями и темпераментом, но отрыв одно от другого невозможен (Н. С. Лейтес[1]).

Актуальность нашего исследования обусловлена недостаточной изученностью проблемы исследования и диагностики связей способностей и темперамента как свойств личности. Данный аспект определил необходимость проведения теоретического исследования способностей и темперамента и их взаимосвязи.

Гипотезу исследования составило предположение о том, что существует взаимосвязь индивидуальных способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских, творческих), с типом темперамента.

На основе теоретического обоснования было проведено эмпирическое исследование для выявления связи индивидуальных способностей и темперамента личности. Базу исследования составили студентов факультета психологии и социальной работы.

В качестве методик исследования были выбраны следующие:

  1. «Вербальный тест Г. Айзенка»,

  2. «Методика коммуникативных и организаторских способностей»,

  3. «Самооценка творческих способностей Е. Туник»,

  4. «Тест темперамента В. М. Русалова»,

  5. «Тест опросник Г. Айзенка» [7].

Проведя обработку полученных данных с помощью математической статистике SPSS, были выявлены достоверные связи между коммуникативными, организаторскими способностями и темпераментом личности. Что позволило сделать вывод о влиянии темперамента на уровень коммуникативных и организаторских способностей личности. Испытуемые, обладающие типом темперамента холерик или сангвиник, имеют более высокие уровни коммуникативных и организаторских способностей. И наоборот, испытуемые, обладающие типом темперамента меланхолик или флегматик, имеют менее низкие уровни коммуникативных и организаторских способностей.

По результатам нашего исследования достоверных связей интеллектуальных и творческих способностей с темпераментом выявлено не было, что свидетельствует об отсутствии влияния темперамента на эти способности. Следовательно, тип темперамента не определяет уровень интеллектуальных и творческих способностей личности. Это означает, что среди испытуемых с высоким уровнем интеллектуальных и творческих способностей можно встретить как холерика, так и сангвиника, так и меланхолика, так и флегматика.

Литература:

  1. Возрастная одаренность школьников: учеб. пособ. / Лейтес Н. С. – М.: Academia, 2000. – 318с.

  2. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 583с.

  3. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. 3-е изд. – М.: «Просвещение», 1964. – 285c.

  4. Немов Р. С. Психология, кн. 1:Общие основы психологии, в 3 кн.- 4-е. изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 688с.

  5. Платонов К. К. Проблемы способностей / Платонов К. К.; АН СССР, Ин-т философии. – М.: Наука. – 1972. – 311 с.

  6. Психология: словарь под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494с.

  7. Психологические тесты для психологов, педагогов, кадровиков / сост. Н. Ф. Гребень. – Минск: Современная школа, 2011. – 480с.

  8. Рубинштейн С. Л. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – 776с.

  9. Русалов, В. М. О связях общих способностей с «интеллектуальными» шкалами темперамента / В. М. Русалов, Е. Р. Наумова // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20, № 1. - С. 70 – 77.

  10. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М.: Прогресс, 1982. – 231 с.

  11. Теплов Б. М. Психология индивидуальных различий // Б. М. Теплов. Избранные труды: В 2 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1985. – 689с.

К.В. Носкова, студентка II курса

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

доцент И.А. Бариляк