Исследование структуры личности
Вопрос о структуре личности является актуальным в наше время. Структура личности, возникает из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, который обеспечивает наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. Изучение отдельных черт дает более полное представление о психологическом портрете личности и позволяет выявить особенности структуры в разные возрастные периоды. Наиболее важным является исследование структуры личности подростка, так как именно в этот период осуществляется переход от детства к взрослости, происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни.
Существует большое число теорий, рассматривающих данный вопрос. К их числу причисляют структурные теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Структура включает основные части личности и способы взаимодействия между ними.
Психологи различных отечественных школ имеют своё понимание структуры личности, и единого однозначного представления в настоящее время не существует. Начало исследованию проблемы структуры личности положил С.Л. Рубинштейн. В структуре личности он представил психологические модальности деятельности: потребности, способности, направленность. В.Н. Мясищев первым стал рассматривать структуру личности как одну из её сторон и различает четыре уровня личностной структуры: уровень желаний, уровень достижений, уровень темперамента, уровень характера. Дальше над проблемой структуры личности работал А.Г. Ковалев, выделявший в ней такие составляющие, как темперамент, направленность, способности, характер. Б.Г. Ананьев понимал структуру личности в переходе от психических процессов к психическим состояниям и от них к психическим свойствам. Над проблемой структуры личности работал и В.С. Мерлин, который попытался выстроить динамическую структуру. По мнению А.Н. Леонтьева, структуру личности человека не следует искать в наборе отдельных психических особенностей человека, т.к. устойчивым основанием личности человека может служить только предметная деятельность. К. К. Платонов выдвигал концепцию динамической функциональной структуры личности, в которой выделял социально, биологически обусловленные составляющие, опыт и индивидуальные особенности психических процессов [2] .
Не смотря на различные подходы в понимании структуры личности, в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки [5; С. 338].
Целью нашей курсовой работы являлось изучение структуры личности в подростковом возрасте. Исследование проводилось на базе МОУ «Старицкая СОШ» среди учащихся 8-х классов. В исследовании участвовало 26 испытуемых (14 юношей и 12 девушек) 14-15 лет. В качестве методологической базы нами были использованы такие методики, как «Определение направленности личности (ориентационная анкета)», «Пятифакторный личностный опросник» («Большая пятерка».
В результате проведенного нами исследования были выявлены три вида направленности: 38% испытуемых имеют направленность на себя (Я); 31% - на общение и 31% - направленность на дело. На основе полученных результатов можно сделать предположение, что 10 подростков, имеющих направленность на себя (Я), ориентированы на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников. Для восьми человек с направленностью на общение характерно стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий. Восемь подростков, имеющих направленность на дело, заинтересованы в решении деловых проблем, в выполнении работы как можно лучше.
На основе результатов, полученных при проведении методики «Пятифакторный личностный опросник», по основным факторам можно предположить, что 18 испытуемых, обладающих высоким уровнем экстраверсии, отличаются общительностью, любят развлечения и коллективные мероприятия. Два человека - интроверты. Такие люди обычно сдержанны, избегают рассказывать о себе, предпочитают книги общению с людьми.
По второму фактору «привязанность – обособленность»: 11 человек, имеющие высокие значения по фактору привязанности, испытывают потребность быть рядом с другими людьми. Трое испытуемых обладают низкими оценками по фактору, что свидетельствует о стремлении человека быть независимым и самостоятельным.
По третьему вторичному фактору «самоконтроль – импульсивность» 18 испытуемых обладают высоким самоконтролем поведения. На полюсе высоких значений находится такие черты личности, как добросовестность, ответственность, обязательность, точность и аккуратность в делах.
По четвертому фактору «эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость» 11 испытуемых имеют высокие значения, что характеризует таких лиц, как неспособных контролировать свои эмоции и импульсивные влечения. Низкие значения по этому фактору были получены у 6 испытуемыми. Эти оценки свойственны самодостаточным, уверенным в своих силах, эмоционально зрелым, постоянным в своих планах и привязанностях, не поддающимся случайным колебаниям настроения.
Пятый основной фактор «экспрессивность – практичность». 19 испытуемых получили высокий балл по этому фактору. Человек, имеющий высокие оценки по этому фактору, удовлетворяет свое любопытство, проявляя интерес к различным сторонам жизни. 3 испытуемых с выраженной чертой практичности по своему складу реалисты, хорошо адаптированы в обыденной жизни, трезво и реалистично смотрят на жизнь. Ко всем жизненным событиям подходят с логической меркой и практической выгодой
Анализ результатов второй методики показал, что большинство испытуемых ориентировано на поиск новых впечатлений, обладают экспрессивностью, высоким уровнем самоконтроля, им присущи такие черты, как любопытство, любознательность, сенситивность и пластичность.
Данное исследование позволяет практикующим психологам и педагогам получить информацию об особенностях в структуре личности подростка, дает возможность на основе полученных знаний вносить коррективы в воспитательный и образовательный процесс. Полученные нами результаты могут дополнить данные предшествующих исследований и при дальнейшем использовании дают возможность проследить динамику изменений в личностной структуре подростка.
Литература
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.- СПб.: Питер, 2001.- 288 с.- ( Мастера психологии).
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.- 2002.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2005.- 342с.
Мерлин В.С. Личность, как предмет психологического исследования. — Пермь,2001.- 216с.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер,2003- 119с.
С.В. Никитина студентка III курса
Научный руководитель – кандидат психологических наук,
доцент Морозова И.О.
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности