logo
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Исследование структуры личности

Вопрос о структуре личности является актуальным в наше время. Структура личности, возникает из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, который обеспечивает наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. Изучение отдельных черт дает более полное представление о психологическом портрете личности и позволяет выявить особенности структуры в разные возрастные периоды. Наиболее важным является исследование структуры личности подростка, так как именно в этот период осуществляется переход от детства к взрослости, происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни.

Существует большое число теорий, рассматривающих данный вопрос. К их числу причисляют структурные теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Структура включает основные части личности и способы взаимодействия между ними.

Психологи различных отечественных школ имеют своё понимание структуры личности, и единого однозначного представления в настоящее время не существует. Начало исследованию проблемы структуры личности положил С.Л. Рубинштейн. В структуре личности он представил психологические модальности деятельности: потребности, способности, направленность. В.Н. Мясищев первым стал рассматривать структуру личности как одну из её сторон и различает четыре уровня личностной структуры: уровень желаний, уровень достижений, уровень темперамента, уровень характера. Дальше над проблемой структуры личности работал А.Г. Ковалев, выделявший в ней такие составляющие, как темперамент, направленность, способности, характер. Б.Г. Ананьев понимал структуру личности в переходе от психических процессов к психическим состояниям и от них к психическим свойствам. Над проблемой структуры личности работал и В.С. Мерлин, который попытался выстроить динамическую структуру. По мнению А.Н. Леонтьева, структуру личности человека не следует искать в наборе отдельных психических особенностей человека, т.к. устойчивым основанием личности человека может служить только предметная деятельность. К. К. Платонов выдвигал концепцию динамической функциональной структуры личности, в которой выделял социально, биологически обусловленные составляющие, опыт и индивидуальные особенности психических процессов [2] .

Не смотря на различные подходы в понимании структуры личности, в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки [5; С. 338].

Целью нашей курсовой работы являлось изучение структуры личности в подростковом возрасте. Исследование проводилось на базе МОУ «Старицкая СОШ» среди учащихся 8-х классов. В исследовании участвовало 26 испытуемых (14 юношей и 12 девушек) 14-15 лет. В качестве методологической базы нами были использованы такие методики, как «Определение направленности личности (ориентационная анкета)», «Пятифакторный личностный опросник» («Большая пятерка».

В результате проведенного нами исследования были выявлены три вида направленности: 38% испытуемых имеют направленность на себя (Я); 31% - на общение и 31% - направленность на дело. На основе полученных результатов можно сделать предположение, что 10 подростков, имеющих направленность на себя (Я), ориентированы на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников. Для восьми человек с направленностью на общение характерно стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий. Восемь подростков, имеющих направленность на дело, заинтересованы в решении деловых проблем, в выполнении работы как можно лучше.

На основе результатов, полученных при проведении методики «Пятифакторный личностный опросник», по основным факторам можно предположить, что 18 испытуемых, обладающих высоким уровнем экстраверсии, отличаются общительностью, любят развлечения и коллективные мероприятия. Два человека - интроверты. Такие люди обычно сдержанны, избегают рассказывать о себе, предпочитают книги общению с людьми.

По второму фактору «привязанность – обособленность»: 11 человек, имеющие высокие значения по фактору привязанности, испытывают потребность быть рядом с другими людьми. Трое испытуемых обладают низкими оценками по фактору, что свидетельствует о стремлении человека быть независимым и самостоятельным.

По третьему вторичному фактору «самоконтроль – импульсивность» 18 испытуемых обладают высоким самоконтролем поведения. На полюсе высоких значений находится такие черты личности, как добросовестность, ответственность, обязательность, точность и аккуратность в делах.

По четвертому фактору «эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость» 11 испытуемых имеют высокие значения, что характеризует таких лиц, как неспособных контролировать свои эмоции и импульсивные влечения. Низкие значения по этому фактору были получены у 6 испытуемыми. Эти оценки свойственны самодостаточным, уверенным в своих силах, эмоционально зрелым, постоянным в своих планах и привязанностях, не поддающимся случайным колебаниям настроения.

Пятый основной фактор «экспрессивность – практичность». 19 испытуемых получили высокий балл по этому фактору. Человек, имеющий высокие оценки по этому фактору, удовлетворяет свое любопытство, проявляя интерес к различным сторонам жизни. 3 испытуемых с выраженной чертой практичности по своему складу реалисты, хорошо адаптированы в обыденной жизни, трезво и реалистично смотрят на жизнь. Ко всем жизненным событиям подходят с логической меркой и практической выгодой

Анализ результатов второй методики показал, что большинство испытуемых ориентировано на поиск новых впечатлений, обладают экспрессивностью, высоким уровнем самоконтроля, им присущи такие черты, как любопытство, любознательность, сенситивность и пластичность.

Данное исследование позволяет практикующим психологам и педагогам получить информацию об особенностях в структуре личности подростка, дает возможность на основе полученных знаний вносить коррективы в воспитательный и образовательный процесс. Полученные нами результаты могут дополнить данные предшествующих исследований и при дальнейшем использовании дают возможность проследить динамику изменений в личностной структуре подростка.

Литература

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.- СПб.: Питер, 2001.- 288 с.- ( Мастера психологии).

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.- 2002.

  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2005.- 342с.

  4. Мерлин В.С. Личность, как предмет психологического исследования. — Пермь,2001.- 216с.

  5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер,2003- 119с.

С.В. Никитина студентка III курса

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

доцент Морозова И.О.