Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
арт-терапии
На сегодняшний день увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной её коррекции является весьма актуальной.
Недостаточное исследование детских эмоций не позволяет эффективно определить их влияние на дальнейшее развитие личности ребёнка и результаты его деятельности. Исследования в данном направлении могут решить ряд проблем, возникающих у детей в период взросления. К проблемам можно отнести принятия на себя ребёнком новых социальных ролей в связи с переходом из сада в школу, кризис 7 лет, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности. Нередко подобные трудности провоцирую у детей эмоциональные нарушения.
Под эмоциональными нарушениями многие ученые понимают особый класс нарушений психики, связанный с трудностями восприятия и выражения эмоций. Важно отметить, что нарушениями являются какие-либо отклонения от нормы, а эмоциональной нормой, согласно экзистенциональной психологии, является ситуация, когда эмоции адекватно соответствуют реальному состоянию. Г.М. Бреслав психической нормой считает образцы поведения, воспроизводимые достаточно регулярно и в массовом масштабе. Эмоциональные нарушения выделяют нескольких видов: застенчивость, различные виды агрессивности, эйфория, дисфория, депрессия, страх, тревога и др. В качестве основных причин, вызывающих эмоциональные нарушения могут выступать следующие факторы: физиологические особенности ребенка, особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением, в частности, неблагоприятные отношения со сверстниками, родителями. Также, как один из факторов, - неблагоприятная среда, в которой находится ребенок.
В последнее время для коррекции подобных эмоциональных нарушений у детей стали применять арт-терапию как метод невербальной, в том числе изобразительной экспрессии, выражения чувств и эмоций. Под арт-терапией понимают вид лечения, который использует искусство в целях терапии.
Термин появился еще в 40-е гг. 20 в. Его начал использовать британский врач и художник Адриан Хилл. Возникла арт-терапия в контексте психоаналитических идей З. Фрейда и К.Г. Юнга.
В нашей стране и за рубежом растет интерес к применению методов арт-терапии в психологии, образовании, социальной сфере и других областях. Арт-терапия является относительно новым методом психотерапии, развивающимся со второй половины 50-х годов прошлого столетия. Как показывают зарубежные исследования, коррекционные возможности арт-терапии по отношению к детям с эмоциональными нарушениями имеют огромный потенциал.
В арт-терапии для лечения и психокоррекции используются художественные приемы и творчество. Главная ценность данного метода заключается в возможности посредством результата творчества зафиксировать и сделать наглядным внутреннее состояние, что в свою очередь дает возможность выявить причину эмоционального нарушения, а затем его коррекцию.
На сегодняшний день выделено большое количество методов арт-терапии, среди них психодрама, образно-ролевая драмтерапия, лепка, куклотерапия, психогимнастика, коррекционная ритмика, цветотерапия, сказкотерапия, рисование и др. Все методы обладают важным значением при коррекции эмоциональных нарушений. Например, рассмотрим такой полезный метод как лепка. Для него берется любой материал из которого можно лепить: пластилин, глина, тесто и др. Но особыми свойствами обладает глина. Вайолет Оклендер называет глину волшебным материалом, потому что она оказывает удивительное воздействие на детей с разными особенностями. Агрессивный ребенок, работая с глиной, может дать выход своей агрессии. Те малыши, которые испытывают чувство неуверенности и страха, занимаясь лепкой из глины, обретают чувство контроля и владения собой. Болтливым детям работа с глиной помогает избавиться от избытка слов, а у малышей с задержкой речевого развития стимулирует словесное выражение своих эмоций. Почему так происходит? Глина - это вещество, которое легко удалять, и для ее использования не существует строгих специальных правил. Крайне трудно сделать ошибку при работе с глиной. Дети, испытывающие потребность в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я» в процессе использования глины.
Итак, нужно отметить, что очень важно исследовать проблему эмоциональных нарушений и методы их коррекции. В ритме современной жизни у многих детей формируются различные отклонения от эмоциональной нормы, и для благополучного развития личности и организма важно уметь правильно и своевременно проводить их коррекцию.
Литература:
Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М., 2004.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990.
Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — СПб.: Речь, 2007.
Копытина А.И. Арт-терапия. Серия «Хрестоматия по психологии».- СПб., 2001.
Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М.: Класс, 2005.
Осипова А.А. Общая психокоррекция — М., 2002.
Парчук М.С., студентка V курса
Научный руководитель – доктор психологических наук,
профессор Копылова Н.В.
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности