logo
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере

арт-терапии

На сегодняшний день увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной её коррекции является весьма актуальной.

Недостаточное исследование детских эмоций не позволяет эффективно определить их влияние на дальнейшее развитие личности ребёнка и результаты его деятельности. Исследования в данном направлении могут решить ряд проблем, возникающих у детей в период взросления. К проблемам можно отнести принятия на себя ребёнком новых социальных ролей в связи с переходом из сада в школу, кризис 7 лет, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности. Нередко подобные трудности провоцирую у детей эмоциональные нарушения.

Под эмоциональными нарушениями многие ученые понимают особый класс нарушений психики, связанный с трудностями восприятия и выражения эмоций. Важно отметить, что нарушениями являются какие-либо отклонения от нормы, а эмоциональной нормой, согласно экзистенциональной психологии, является ситуация, когда эмоции адекватно соответствуют реальному состоянию. Г.М. Бреслав психической нормой считает образцы поведения, воспроизводимые достаточно регулярно и в массовом масштабе. Эмоциональные нарушения выделяют нескольких видов: застенчивость, различные виды агрессивности, эйфория, дисфория, депрессия, страх, тревога и др. В качестве основных причин, вызывающих эмоциональные нарушения могут выступать следующие факторы: физиологические особенности ребенка, особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением, в частности, неблагоприятные отношения со сверстниками, родителями. Также, как один из факторов, - неблагоприятная среда, в которой находится ребенок.

В последнее время для коррекции подобных эмоциональных нарушений у детей стали применять арт-терапию как метод невербальной, в том числе изобразительной экспрессии, выражения чувств и эмоций. Под арт-терапией понимают вид лечения, который использует искусство в целях терапии.

Термин появился еще в 40-е гг. 20 в. Его начал использовать британский врач и художник Адриан Хилл. Возникла арт-терапия в контексте психоаналитических идей З. Фрейда и К.Г. Юнга.

В нашей стране и за рубежом растет интерес к применению методов арт-терапии в психологии, образовании, социальной сфере и других областях. Арт-терапия является относительно новым методом психотерапии, развивающимся со второй половины 50-х годов прошлого столетия. Как показывают зарубежные исследования, коррекционные возможности арт-терапии по отношению к детям с эмоциональными нарушениями имеют огромный потенциал.

В арт-терапии для лечения и психокоррекции используются художественные приемы и творчество. Главная ценность данного метода заключается в возможности посредством результата творчества зафиксировать и сделать наглядным внутреннее состояние, что в свою очередь дает возможность выявить причину эмоционального нарушения, а затем его коррекцию.

На сегодняшний день выделено большое количество методов арт-терапии, среди них психодрама, образно-ролевая драмтерапия, лепка, куклотерапия, психогимнастика, коррекционная ритмика, цветотерапия, сказкотерапия, рисование и др. Все методы обладают важным значением при коррекции эмоциональных нарушений. Например, рассмотрим такой полезный метод как лепка. Для него берется любой материал из которого можно лепить: пластилин, глина, тесто и др. Но особыми свойствами обладает глина. Вайолет Оклендер называет глину волшебным материалом, потому что она оказывает удивительное воздействие на детей с разными особенностями. Агрессивный ребенок, работая с глиной, может дать выход своей агрессии. Те малыши, которые испытывают чувство неуверенности и страха, занимаясь лепкой из глины, обретают чувство контроля и владения собой. Болтливым детям работа с глиной помогает избавиться от избытка слов, а у малышей с задержкой речевого развития стимулирует словесное выражение своих эмоций. Почему так происходит? Глина - это вещество, которое легко удалять, и для ее использования не существует строгих специальных правил. Крайне трудно сделать ошибку при работе с глиной. Дети, испытывающие потребность в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я» в процессе использования глины.

Итак, нужно отметить, что очень важно исследовать проблему эмоциональных нарушений и методы их коррекции. В ритме современной жизни у многих детей формируются различные отклонения от эмоциональной нормы, и для благополучного развития личности и организма важно уметь правильно и своевременно проводить их коррекцию.

Литература:

  1. Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М., 2004.

  2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990.

  3. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — СПб.: Речь, 2007.

  4. Копытина А.И. Арт-терапия. Серия «Хрестоматия по психологии».- СПб., 2001.

  5. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М.: Класс, 2005.

  6. Осипова А.А. Общая психокоррекция — М., 2002.

Парчук М.С., студентка V курса

Научный руководитель – доктор психологических наук,

профессор Копылова Н.В.