logo
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте

В настоящее время уровень тревожности и агрессивности в современных стрессовых и экологически неблагоприятных внешних условиях становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка.

Многие основные его свойства и личностные качества формируются в подростковый период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все его последующее развитие. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Поэтому проблема детской тревожности и агрессивности, и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной. Многие психологи, такие как В.К. Вилюнас, К.Э. Изард, Н.Д. Левитов, Ч.Д. Спилбергер и другие, занимались проблемой тревожности. В работах Е.Л. Калиниа, Ю.Л. Ханина и других показано, что тревога как состояние адекватной угрозы оказывает оптимизирующее влияние на человека.

Однако, как отмечается в работах А.И. Захарова, Н.В. Имеладзе, Л.М. Прихожан и других, постоянные переживания тревоги становятся личностным новообразованием – тревожностью, а в последствии агрессивности. Анализ исследований различных авторов показывает, что подростковая тревожность и агрессивность имеют, с одной стороны, психодинамическую природу, с другой стороны, является результатом социализации [5, 26]. В подростковом возрасте появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверенности в себе [2, 123].

Таким образом, требуется целенаправленная коррекционная работа с подростками с повышенным уровнем тревожности и агрессии, что предполагает развитие рефлексии, т. е. самопознание внутренних психических актов и состояний и формирование устойчивой положительной самооценки.

Психолог вынужден решать сложнейшие задачи: ему необходимо специально организовать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, между взрослым и детьми, оказать помощь подростку в его саморазвитии.

Также в настоящее время проблема агрессии является одной из наиболее актуальных и острых проблем т.к современное общество обеспокоено ростом числа преступлений, совершаемых с применением насилия, с жестокостью. Особую тревогу педагогов, родителей и острый научно-практический интерес исследователей вызывает проблема агрессивности подростков. Как отмечает Л. М. Семенюк, рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла преступность подростков [4,54].

Однако только в XX веке проблема агрессии стала предметом систематического научного исследования, поэтому не удивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи с данной проблемой, имеются ответы. Так, недостаточно изученной является проблема взаимосвязи агрессивности и тревожности.

Таким образом, выбранная нами проблема является в настоящее время достаточно актуальной, но мало разработанной. Поэтому данное исследование поможет более детально изучить взаимосвязь агрессии и тревожности, изучить психологические причины агрессивного поведения и тревожности в подростковом возрасте и разработать практические рекомендаций, которые будут являться эффективным практическим средством профилактики агрессивного поведения и тревожности в подростковом возрасте.

Литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: 2000.

  2. Божович, Л. И. Особенности самосознания у подростков [Текст] / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - 1995. - № 1.

  3. Козлова Е.В. Тревога как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. Ставрополь, 1997

  4. Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образования, 1998г., №2.

  5. Степанов В.Г.-“Психология трудного школьника” Москва, 1998

  6. Ольшанская, Е. В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации [Текст]: М: Институт психологии РАН, 2000

А.В. Иванова, студентка III курса

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

старший преподаватель Н.В. Губская-Борисова