Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
Проблема детской инвалидности является актуальной во всём мире.
Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.
Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.
Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные работники, социальные психологи и другие специалисты вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации. Дивицына Н.Ф., Дементьева Н.Ф. и Андреева Т.В. рассматривают в своих работах проблему социокультурной реабилитации инвалидов в системе интеграции их в общество. Организации медико-социального обеспечения детей-инвалидов посвящены труды Камаева И.А. и Поздняковой М.А. [1]. Проблема социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями изучена в работах Холостовой Е.И. и Акатова Л.И.
Реабилитация инвалидов – процесс и система медицинских, психологических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма [5].
Технологии социальной реабилитации можно определить как способы осуществления деятельности по социальной реабилитации на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения [2].
Эмпирическое исследование эффективности технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями проводилось на базе ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь. В данном Центре осуществляется комплексная реабилитация, которая включает в себя: медицинскую, социальную, трудовую, педагогическую и психологическую реабилитации.
В качестве выборки исследования выступило 15 детей-инвалидов в возрасте от 5 до 7 лет с такими инвалидизирующими заболеваниями, как детский церебральный паралич (ДЦП), задержка психического развития (ЗПР) и синдром Дауна.
Исследование проходило в два этапа. На первом этапе исследовалось освоение навыков детьми-инвалидами по различным критериям программы обучения, таким как:
Ознакомление с окружающим и развитие речи
Формирование элементарных математических представлений
Самообслуживание
ИЗО (рисование)
ИЗО (лепка)
ИЗО (конструирование)
ИЗО (аппликации)
На втором этапе проводилось повторное исследование освоения навыков у выборки детей-инвалидов по истечении полугода пребывания в Реабилитационном Центре и затем производилось сравнение среднестатистических показателей.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что в течение полугодового периода проведения комплексной реабилитации у детей-инвалидов по каждому из 7 критериев программы наблюдается значительное повышение показателей освоения навыков. Следует отметить, что навык самообслуживания повысился в целом на 40%, по критерию «ознакомление с окружающим и развитие речи» выявлено увеличение показателя владения навыком на 20%. Далее увеличение показателей по критериям распределилось следующим образом:
- формирование элементарных математических представлений (12%);
- ИЗО (рисование) 13%
- ИЗО (лепка) 7%
- ИЗО (конструирование) 8%
- ИЗО (аппликации) 18%.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что технологии социальной реабилитации детей-инвалидов в ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» имеют эффективность, если они используются в комплексе с другими реабилитационными технологиями. Важно также отметить эффективность принципа партнерства, используемого в социальной реабилитации детей-инвалидов в Реабилитационном Центре. Его суть заключается в том, что детям удается достичь гораздо больших результатов в реабилитационном процессе в целом, когда родители и специалисты становятся партнерами и работают вместе над решением поставленных задач. Партнерство – это такой стиль отношений, который позволяет ставить общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем если бы участники действовали изолированно друг от друга.
Поэтому социальному работнику желательно консультироваться у родителей так же часто, как они консультируются у него. Это важно, по крайней мере, по трем причинам. Во-первых, этим предоставляется возможность родителям высказаться, скажем, не только о недостатках и проблемах, но об успехах и достижениях ребенка. Когда социальный работник спрашивает мать или отца, что им нравится в их детях, для родителей это порой бывает одним из редких случаев проявления интереса со стороны не к порокам, а к достоинствам ребенка. Во-вторых, такая информация помогает в разработке и мониторинге индивидуальных реабилитационных планов. Наконец, тем самым проявляется уважение к родителям и создается атмосфера доверия – залог успешной коммуникации.
Некоторые аспекты работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями требуют особого внимания. Например, участие отца в реабилитационном процессе в целом намного повышает эффективность усилий специалистов [4, с. 257].
Таким образом, результаты данного исследования, во-первых, позволяют расширить представления о комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями, где важным является участие родителей в реабилитационном процессе и, во-вторых, использовать эти результаты в практике оказания помощи родителям, воспитывающим ребенка-инвалида.
Литература
Камаев И.А., Позднякова М.А. Ребенок-инвалид: организация медико-социального обеспечения. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской государственной медицинской академии, 2004. – 304 с.
Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов. Вып. 26. «Технология социальной реабилитации инвалидов» (Методические рекомендации). – М., 2003. С.5
Руководство по врачебно-трудовой экспертизе. Т.1. Под. Ред. Ю.Д. Арабатской. М.: Медицина, 1981. – 559 с.
Технологии социальной работы: Учебник / А.А. Черницкая и др. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 400 с.
Федеральный закон от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" "(с изменениями от 9 декабря 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995г. N 48, ст. 4563.
Ю.В. Артющик, студентка I курса магистратуры
Научный руководитель – доктор педагогических наук,
профессор И. Д. Лельчицкий
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности