logo
Анализ взаимосвязи степени выраженности компьютерной зависимости и кризиса подросткового возраста

2.2 Методы исследования

Для проведения исследования были взяты две тестовые методики: «Тест Кимберли-Янг на интернет-зависимость» (в оригинале "Internet Addiction Test" - тест наинтернет-аддикцию), адаптированный В.А. Лоскутовой (Буровой) и «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» Юрьевой Л.Н. и Больбот Т.Ю. Также была использована анкета, составленная нами на основе теоретических представлений Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина о кризисе подросткового возраста.

"Internet Addiction Test" был разработан 1994 году доктором Кимберли Янг, профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде. Так как сама диагностическая категория интернет - аддикции до сих пор окончательно не определена Кимберли-Янг опиралась в основном на уже имеющиеся научные теории и тестовые методики диагностики алкоголизма и патологического пристрастия к азартным играм.

Характеризуя феномен интернет - зависимости, разработчик методики указывала на три симптома, которые свойственны людям с данным видом нехимической зависимости: наращивание дозы (увеличение времени), изменение формы поведения (поведенческая активность направлена не на реальную, а на виртуальную реальность), синдром отмены (ухудшение самочувствия и настроения во время попыток ограничения пребывания за компьютером) (Юрьева Л.Б., Больбот Т.Ю., 2006). Выделены три типа компьютерных пользователей: обычный пользователь интернета, пользователь, испытывающий некоторые проблемы, связанные с чрезмерным использованием интернета, интернет - зависимый пользователь.

«Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости Юрьевой Л.Н. и Больбот Т.Ю.» содержит 11 вопросов относительно проявлений эмоционального состояния личности за компьютером или в Интернете, рассуждений относительно реализации замыслов и предчувствия удовольствия, количества времени пребывания за компьютером и материальных расходов, связанных с этим, волевых свойств, ощущений, получаемых во время провождения компьютерного досуга, влияния увлечения компьютером на социально-бытовые обязанности, роли социальных обязательств в повседневном быте. При оценке результатов оценивают: 1)стадию сформированной компьютерной зависимости (вторая стадия), если сумма составляет 38 и больше баллов (Изменение самооценки и самосознания. Игра полностью вытесняет реальный мир.); 2)стадию риска компьютерной зависимости (первая стадия), если сумма достигает 23-37 баллов (Появление в иерархии потребностей новой потребности -- игра в компьютерные игры. Игра на этом этапе принимает систематический характер.); 3)стадию увлеченности, если сумма равняется 16-22 баллам (Игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра еще не является значимой ценностью..); 4) отсутствие риска развития компьютерной зависимости, если 15 баллов и меньше (Юрьева Л.Б., Больбот Т.Ю., 2006).

Анкета, направленная на выявление типичных черт, свойственных подростковому возрасту, была составлена с опорой на те характеристики и новообразования, ведущую деятельность, которые приобретает человек, переживая кризис 13 лет: чувство взрослости, формирующееся самосознание, саморефлексия, эмоциональная лабильность, нонконформизм, максимализм, общение со сверстниками, как ведущая деятельность.

Наличие черт, соответствующих кризисному периоду, оценивается в 1 балл, отсутствие 0 баллов, ответы часто и иногда в 0,5 балла. Максимальное количество баллов соответствует количеству вопросов анкеты - 10.

Присутствие кризиса условно определяется баллами в диапазоне от 5 до 10.