logo
Динамика некоторых личностных свойств у студентов среднего профессионального заведения

1.3 Понятие адаптивности, процесс адаптации студентов младших курсов

Понимание адаптации не столько как процесса, сколько как результата в работах специально не анализируется, но используется при оценке успешности адаптивных процессов в целом, указывают критерии и признаки адаптации. Для различия в понимании адаптации как процесса и адаптации как результата Х.Хартман предложил ввести понятие “адаптивность”, то есть различать понятие “адаптивности” как “как установление относительного равновесия в системе человек - среда”, и процесс адаптации который приводит к этому состоянию [10. с, 25].

Поэтому, под адаптивностью принято понимать свойство индивидуальности, обуславливающее успешную адаптацию, то есть если адаптация это процесс приспособления к новым условиям окружающей среды, то адаптивность это конечный результат адаптационного процесса. Следует отметить, что во многих работах посвящённых анализу психических и психофизиологических свойств на адаптацию, авторы придерживаются узкоспециальных подходов. Вследствие этого данных об адаптивной роли отдельных свойств являются мало сопоставимыми и противоречивыми. В целом можно отметить, что авторы игнорируют адаптивную роль личностных свойств, рассматривая адаптивность как свойство организма его отдельных физиологических подсистем или органов (В.П. Казначеев, С.В . Казначеев, Ц.П. Короленко, В.С. Мерлин)[18].

В настоящее время также отсутствует единый методический подход в выявлении адаптивности. Нет единого критерия.

Анализ литературы показал, что в постулировании адаптивного значения индивидуальных свойств человека можно выделить два крайних подхода:

1. Первый подход игнорирует специфическую роль индивидуальных свойств в адаптации. Согласно данному подходу приспособительную функцию выполняют только черты личности, а адаптивность согласно данному подходу постулируется как свойство личности социально психологическая характеристика человека.

2. Второй подход наоборот отрицает адаптивное значение личностных свойств и отводит роль индивидным свойствам человека, свойствам нейродинамики, конституционным и психодинамическим свойствам. Здесь адаптивность выступает как индивидное свойство, свойство различных физиологических органов или целостной биосистемы.

Важным понимается адекватное понимание феномена адаптивности как сложно организованной системы равно уровневых индивидуальных свойств, в их отношении к конкретным требованиям жизни и деятельности в определённых условиях.

В современной психологии проблемы адаптированности личности занимают немаловажное место. Под адаптивностью, помимо как результата адаптации, принято обычно ещё и понимать наличие некоторых способностей, позволяющих личности наиболее быстро и адекватно разрешать проблемные ситуации и нормализовать свое взаимодействие со средой. Существует огромное разнообразие мнений по поводу того, что именно входит в это понятие, и какие свойства следует считать адаптивными. Здесь можно встретить описание достаточно обобщённых личностных качеств, таких как осознанность, гибкость поведения, способность к внутриличностным изменениям, социально-психологическая терпимость. Наряду с этим используется простое перечисление особенностей поведения, присущих достаточно адаптированным индивидам: дружелюбность, ответственность, соответствие поведения этическим нормам. Если адаптивность рассматривается как система способов, позволяющих справляться с типичными проблемными ситуациями, то отмечаются такие качества, как способность принимать адекватные решения, наличие соответствующих знаний, умений [25. с 270]

Так же об уровне адаптированности личности в группе можно судить по характеристикам фрустрационных реакций. Фрустрация - это особое психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживания и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению поставленной цели. Важной характеристикой поведения в таких ситуациях является фрустрационная толерантность, то есть способность противостоять различным жизненным трудностям, способность переживать неудачи.

Ответы людей на воздействие фрустрирующих ситуаций имеют ряд важных особенностей. В частности, есть такие реакции, которые непосредственны, но имеются также отсроченные адаптивные ответы, механизмы и процессы. Для формирования, выработки таких ответов психике требуется определенное время. К их числу относится, например, сублимация. Отсроченные механизмы, по нашему мнению, генетически и в структурно-функциональном отношении более сложны и служат для осуществления более фундаментальных адаптивных процессов.

Другие же реакции, например, агрессия, являются преимущественно непосредственными реакциями на фрустрирующую ситуацию.

Таким образом, любая защитная реакция, особенно если она уже оформлена и автоматизирована, может быть как непосредственной, так и отсроченной. Но некоторые из них по природе своей являются отсроченными (особенно когда первые формируются), а другие большой отсрочки для формирования и использования не требуют.

Фрустрационные ситуации бывают двух видов: внешние и внутренние. По этому критерию различаются:

1) защитные механизмы, направленные против внешних фрустраторов;

2) защитные механизмы, используемые для защиты от внутренних фрустраторов [3. с 92-100].

Психология еще не раскрыла все защитные механизмы, используемые людьми с целью адаптации. Но в целом и тип защиты, и интенсивность, и длительность защитно-адаптивных процессов зависят от смысла фрустрирующей ситуации для личности, а индивидуализированное осмысление фрустраторов зависит от мотивационной структуры личности.

Попытаемся разобрать процесс адаптации у студентов первого курса, ведь именно от того как прошёл этот процесс на первом этапе обучения, зависит уровень адаптированности студентов [4. с 33]

Начальный период обучения связан больше с "примеркой", реконструкцией, во-первых, прежней системы взаимоотношений студентов с педагогами и между собой, а во-вторых, их знаний, умений, установок на обучение, происходит осмысление своей новой роли, появляется самооценка правильности принятого решения, постепенно формируется отношение к избранной профессии, к особенностям учебного процесса и его требованиям, к товарищам по группе и преподавателям. На этой основе возникают новые стремления и планы, идет борьба мотивов.

В проводимых исследованиях процесса адаптации первокурсников обычно выделяются следующие глазные трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его поддержкой, взаимной помощью и моральной поддержкой, неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствие привычки повседневного контроля педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; наконец отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, каталогами, справочниками, указателями.