logo search
"Идентичность" Эрика Эриксона

2. Резюме по части «Идентичность» Эрика Эриксона

Во-первых, идентичность строится всю жизнь, независимо от того, на каком этапе развития находится индивид: в любой момент могут возникнуть изменения, как социальные, так и глубоко индивидуальные (которые понимаются как «свободный выбор»), которые изменят адаптивный характер действительной или пока еще потенциальной социальной идентификации, сделав ее более удобной или неприспособленной для ассимиляции или ретенции тем или иным индивидом. Так же могут возникнуть психологические травмы, которые разрушат хрупкий баланс сил пройденных стадий и приведут к неизбежной регрессии и разрушению текущей идентичности. Эти заключения не нуждаются в больших подтверждениях, чем тех, которые заключены в самой психоаналитической работе автора. Он приводит несколько клинических случаев из своей практики, но нам достаточно сейчас привести пример эпилептичного мальчика: «Наш маленький мальчик явно старался стать смышленым задирой и приставалой, то есть принять роль, которая прежде имела успех перед лицом опасности (в чем он убедился сам), а теперь (как он опять-таки сам обнаружил) провоцировала угрозу. Мы уже показали, как события в округе и дома временно обесценили эту роль (хорошо готовившую его к взрослой роли еврейского интеллектуала). Такое обесценивание приводит к нарушениям контрфобической защитной системы: в тех случаях, когда «контрофобик» не может нападать, он чувствует себя открытым для нападения и ожидает, или даже провоцирует его. В случае Сэма «атака» велась из соматического источника. «Роли», однако, вырастают из третьего принципа организации - социального» [Эриксон, 1996, 10].

Здесь рассматривается идентичность ребенка, и именно ребенка, а не взрослого, находящегося или прошедшего 5 стадию развития, что подтверждает наиболее общий, универсальный характер идентичности, нежели узко социальный: «Тогда при некотором смещении фокуса оказывается, что многое из первоначально занесенного в перечень составных частей его физиологического и психического склада относится ко вторичному процессу организации, который мы назовем организацией жизненного опыта в эго индивидуума… Таким образом, этот процесс обеспечивает конкретному человеку чувство когерентной индивидуации и идентичности, а именно, ощущение, что он является собой, что у него все хорошо и он на пути к тому, чтобы стать таким, каким другие люди, при всей их доброте, требуют от него быть» [Эриксон, 1996, 10]. Идентичность ребенка нарушена в силу одновременного взаимодействия нескольких факторов: социального (роль еврейского интеллектуала), личного(в силу тех или иных особенностей психической конституции, собственной спонтанной активности и прочих факторов, в качестве защитной реакции была выбрана контрфобия, которая определила характер будущего заболевания), травматические факторы(смерть бабушки, насилие матери).

Во-вторых, стоит обратить внимание на адаптивный характер идентичности. Она, сама по себе, не представляет из себя конструкт, который мог бы претендовать на свое универсальное положение в организации психики и личности. Идентичность скорее позволяет посмотреть на проблемы психоанализа сверху, а не снизу, и это в некоторой степени унифицирует и укрепляет психоаналитическую интерпретацию, однако, по существу, не меняет ее. Посему необходимо структурно обозначить те области, на которые данное понятие распространяет свое определяющее значение.