logo search
Особенности мышления у больных с церебральным атеросклерозом

2.1 Методы диагностики больных с церебральным атеросклерозом

Исследование проводилось на базе

Обследовались лица мужского и женского пола, находящиеся на лечении в терапевтическом отделении с диагнозом церебральный атеросклероз в количестве 26 человек.

Для данного исследования актуальны следующие психологические методы:

- Метод клинической беседы.

- Метод психологического наблюдения.

- Экспериментальные методики патопсихологии.

На основании клинической беседы составляется первое суждение о состоянии у больного мнестической функции, уточняется состояние памяти (кратковременной и долговременной), его внимания, характеризуется состояние сознания, определяется ориентировка больного во времени, месте и собственной личности. В клинической беседе выявляется наличие или отсутствие сознания болезни, отношение больного к факту патопсихологического исследования, исходя из его интересов, - уточнение диагноза, назначение лечения и так далее. Беседа с больным существенно влияет на дальнейший ход исследования. В беседе с больным выясняются особенности его личности до заболевания, определяется его культурный уровень, образованность, эрудиция, круг интересов, потребности.

Метод наблюдения - один из самых старых методов научного исследования. Наблюдение включено в организацию клинической беседы с испытуемым, данные наблюдения учитываются при интерпретации результатов экспериментальных процедур.

В практике патопсихологических исследований экспериментальные процедуры принимают форму конкретных методик. Каждая такая методика характеризует тот или иной аспект психической деятельности и обладает направленностью на обнаружение какого-либо одного элемента психической деятельности или психического дефекта.

Вариантов методик, направленных на исследование мышления большое количество, но почти каждая из этих методик позволяет анализировать отношение больного к ситуации и к себе самому. Это определяется тем, что любое экспериментальное задание независимо от конкретного содержания методик является для больных своеобразным «естественным экспериментом». Большинство воспринимают смысл этих заданий как проверку их умственной работоспособности и огромный интерес представляет то, как они относятся к этой проверке. Анализ этого отношения больных к исследованию позволяет выявить существенные показатели, характеризующие распад или сохранность их личности.

Таким образом, оказывается, что хотя каждая методика обладает какой-то преимущественной направленностью, она дает одновременно материал для выводов об иных сторонах и особенностях психики больного. Методики, направленные на анализ мышления, помогают также выявить сохранность или распад личности больного, его эмоциональной сферы.

Выбор методик обусловлен клинической задачей психологического исследования, заключающейся в выявлении особенностей в мыслительной сфере у больных церебральным атеросклерозом. С этой целью нами отобраны методики, обладающие широким диапазоном:

1. Методика «Исключение 4-го лишнего» (предметный вариант), по своей направленности она выявляет работоспособность и устойчивость внимания, но в большей мере предъявляет требования к логической обоснованности, правильности обобщений, строгости и четкости формулировок. Методика представляет собой типичный образец моделирования процессов синтеза и анализа в мышлении.

Больной должен синтезировать, то есть обобщающее понятие для трех предметов из четырех изображенных, и исключить, то есть выделить один, не соответствующий общему понятию.

Для проведения опытов необходимы наборы карточек, на каждой из которых нарисовано по 4 предмета.

Инструкция. «На каждой карточке изображены 4 предмета. Три из них между собой чем-то сходны, их можно назвать одним названием, а четвертый к ним не подходит. Вы должны назвать предмет, который не подходит, и пояснить, почему он лишний».

В протоколе (см. приложение №1) записывается против номера карточки предмет, который больной считает нужным исключить, а в соседнем столбце - объяснения больного и название остальных трех.

2. Методика «Простые аналогии», с помощью которой возможно выявить понимание логических связей и отношений между понятиями, а также умение устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач.

Для проведения опыта необходим бланк с рядом задач (см. Приложение №1).

Инструкция дается в форме совместного решения первых трех задач: «Здесь написано два слова - сверху «лошадь», снизу «жеребенок». Какая между ними связь? (Жеребенок детеныш лошади). А здесь, справа, тоже сверху одно слово - «корова», а внизу пять слов на выбор. Из них нужно выбрать только одно слово, которое также будет относится к слову «корова», как «жеребенок» к «лошади», то есть сначала надо установить как связаны между собой слова, написанные слева (показать где), а затем установить такую же связь справа». Инструкция несколько длинновата, но обязательно нужно добиться того, чтобы больной ее хорошо усвоил.

3. Методика «Объяснение пословиц и метафор», использование этой методики позволит выявить понимание больными переносного смысла, умение вычленять главную мысль во фразе конкретного содержания, а также дифференцированность, целенаправленность суждений больных, соскальзывание и паралогические суждения. Разработана Б. В. Зейгарник.

Для эксперимента необходимо заготовить общеупотребительные пословицы, метафоры, фразы (см. приложение №1).

Эксперимент протекает в форме беседы, и активная роль экспериментатора очень велика, так как путем различных вопросов он может проверить правильность и глубину охвата больным переносного значения.

Инструкция довольно проста. Экспериментатор произносит пословицу (метафору, фразу) и просит объяснить ее смысл: «Как вы понимаете смысл этой пословицы?».

4. Методика «Заучивание 10 слов». Эта методика одна из наиболее применяющихся. Предложена А.Р. Лурия. Используется для оценки состояния механической памяти больных, утомляемости, активности внимания.

Для проведения опыта необходимо подготовить бланки с рядом коротких слов (односложных и двухсложных) (см. приложение №1). Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи.

Инструкция состоит из нескольких этапов. Первое объяснение. «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомнили. Повторять можно в любом порядке. Понятно?»

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе помечает эти слова (см. форму протокола).

Продолжение инструкции. «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их - и те, которые вы уже называли, и те, которые в первый раз пропустили, - все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова отмечает слова, которые повторил исследуемый. Затем опыт повторяется снова 3, 4, 5 раз, но уже без инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

В случае если исследуемый называет какие-то лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, то есть примерно спустя 50-60 минут, снова спрашивает у исследуемого эти слова (без напоминания).

По протоколу может быть составлена «кривая запоминания». По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания больных.

Представим далее результаты проводимых исследований по выявлению особенностей мышления у больных церебральным атеросклерозом (26 человек - 14 мужчин и 12 женщин).